Довоенные танки (20-30-е гг.)

С точки зрения развития компоновки довоенный период характеризуется активным поиском наиболее подходящей для танка как общей компоновки, так и частных компоновок его отделений.

В первую очередь большое внимание уделялось повышению подвижности танка и его огневой мощи. Как правило, довоенные танки имели противопульное бронирование.

Несмотря на то, что танки классической однобашенной компоновки появились еще в первую мировую войну, в 20-е - 30-е не было единого мнения об общих принципах компоновки. Наряду с существованием различных, часто противоречащих друг другу, взглядов на боевое применение, накладывались еще и различные варианты реализации этих взглядов в компоновке.

Так, например, во многих странах считалось, что танки предназначенные для действий по прорыву укрепленной обороны противника должны иметь высокую огневую мощь (что в принципе само по себе верно) и для этого должны нести большое число пушечно-пулеметного вооружения. В отличие от первых танков, в которых большое число вооружения было размещено нерационально с малыми секторами огня, в предвоенный период была модной концепция размещения вооружения в нескольких башнях - многобашенные танки. Опытный пятибашенный танк был сделан в 20-х годах в Англии - А1Е1 "Индепендент". В Германии в 30-гг было сделано несколько опытных образцов трехбашенного танка известного нашему читателю под наименованием "Рейнметалл". Свои многобашенные танки были у Франции и Японии, но в передовых рядах, как обычно, были советские танкостроители, у нас, в отличие от зарубежных коллег, которые, как правило, ограничивались выпуском не больше десятка многобашенных танков, пятибашенный тяжелый Т-35 и трехбашенный средний Т-28 производились серийно. Кроме того, нетипичным представителем многобашенных танков был потомок английского "Виккерса" легкий двухбашенный Т-26.

Недостатки многобашенных средних и тяжелых танков известны, они взаимосвязаны и вытекают друг из друга:

  • значительные габариты машины;
  • высокая масса;
  • низкая подвижность в основном из-за чрезмерной длины и низкой поворотливости;
  • слабое противопульное бронирование;
  • большой экипаж и сложности в управлении вооружением в бою;
  • невозможность установки длинноствольных пушек большого калибра.

Если же принять многобашенную компоновку за основу, то компоновка, например Т-35 имеет определенные преимущества: у него башни расположены так, что для всего вооружения обеспечивается довольно большой сектор стрельбы в горизонтальной плоскости, а главная башня с 76.2-мм пушкой приподнята над остальными и имеет круговое вращение.

Рисунок- Тяжелый танк Т-35

Дальнейшим развитием многобашенной компоновки были двухбашенные опытные танки СМК и Т-100, которые в отличие от остальных многобашенных танков имели противоснарядное бронирование. Однако они оказались очень тяжелыми, большими и малоподвижными.

К концу 30-х годов уже окончательно сформировались два типа классической компоновки - так называемая "классическая", о которой мы уже говорили, и классическая компоновка с передним расположением трансмиссии, которую часто называют "классической немецкой".