Эргономические требования к размещению экипажа в танке
Одной из основных задач при проектировании танка является повышение эффективности боевой работы экипажа. Путь решения этой задачи — рациональное построение рабочих мест, оптимизация деятельности операторов, выбор оптимального уровня автоматизации систем управления, улучшение параметров рабочей среды обитаемых отделений. Известно, что иногда в результате недостаточного учета инженерно-психологических факторов при создании и эксплуатации средств вооружения и военной техники эффективность их реализуется на 50—70%.
При проектировании рабочих мест членов экипажа большое внимание уделяется их пространственной организации, призванной оптимизировать зону профессиональной деятельности, обеспечить рабочую зону в соответствии со спецификой выполняемых операций. Причем необходимо учитывать, что, чем дальше центр масс от точки опоры тела, тем сильнее напряжение мышц и тем быстрее наступает утомление. Необходимо обеспечить требуемую досягаемость и обзорность, а также условия для кратковременного и длительного отдыха.
Следующим этапом при проектировании рабочих мест является группировка органов управления и средств отображения информации в функциональные группы в соответствии с их назначением, частотой и последовательностью использования, размещение средств аварийной и критической сигнализации в оптимальной зоне обзора оператора и выдача ее активным способом, минимально необходимое количество органов управления и индикаторов, правильное взаимное расположение органов управления и соответствующих им индикаторов, минимальные размеры индикаторов, обеспечивающие надежное считывание информации. Большое внимание при проектировании рабочих мест членов экипажа уделяется величинам хода органов управления и прилагаемым усилиям. Ход органов управления, приводящихся в действие от ноги, не должен превышать 150 мм, а от руки—300 мм, при этом, усилие, прилагаемое на педали, не должно превышать 300 Н, а на рычаги — 130 Н.
История развития компоновки танка