Требования к общей компоновке и основные пути их выполнения
Установка наиболее мощного вооружения и обеспечение эффективности его использования. Это требование при проектировании танка является исходным и выполняется в основном при компоновке боевого отделения путем его размещения в средней части танка, обоснованным выбором объема боевого отделения и применением опор большого диаметра.
Размещение боевого отделения в средней части танка обеспечивает равные углы снижения оружия при стрельбе в сторону носа и кормы, лучшие условия для обеспечения кругового обзора, более равномерное распределение нагрузки от тяжелой башни по длине опорной поверхности и лучшую проходимость, уменьшение вредного влияния на членов экипажа, находящихся в боевом отделении, продольно-угловых колебаний машины.
Объем боевого отделения в корпусе и башне танка должен обеспечивать удобное размещение членов экипажа, установку мощного вооружения с обслуживающими его системами и приборами и размещение достаточного боекомплекта. Объем боевого отделения основных современных танков находится в пределах 6—10 м3, что составляет 50—60% всего внутреннего забронированного объема. Это достигается предельным уплотнением компоновки других отделений и выносом в них части боекомплекта танка.
Применение опоры башни большого диаметра обеспечивает установку в башню мощной артиллерийской системы. С этой целью предельно увеличивают ширину корпуса в свету. Если этого недостаточно, используют надгусеничную нишу (Т-34, ИС-3, Pz.V “Пантера”, “Чифтен”, “Леопард”) или местные уширения корпуса под башней (Т-62, Т-72).
Надежная защита танка от средств поражения. Она достигается соответствующим расчетом и конструкцией броневых деталей корпуса и башни и рациональными общекомпоновочными решениями, применением систем специальной защиты.
Применение дифференцированного кругового бронирования в соответствии с плотностью снарядных попаданий в различные броневые детали корпуса и башни значительно снижает вероятность пробития броневой защиты при постоянной массе, отпущенной на бронирование, а следовательно, и вероятность поражения танка. При этом толщина деталей броневой защиты, наименее подверженных обстрелу, не должна снижать прочность и жесткость корпуса.
Уменьшение размеров танка, и особенно его высоты и площади фронтальной проекции, затрудняет обнаружение машины на поле боя за счет лучшего использования защитных свойств местности, значительно снижает вероятность попаданий и делает танк более устойчивым от опрокидывания ударной волной ядерного взрыва. Важным конструктивным мероприятием в этом направлении является применение подвесок, позволяющих регулировать величину клиренса.
Увеличение снарядостойкости корпуса и башни за счет увеличения углов встречи снаряда с броней на наиболее вероятных направлениях обстрела повышает вероятность рикошетирования снаряда и нарушает формирование кумулятивной струи. Отсутствие в наиболее ответственных броневых деталях отверстий, лючков и люков, значительно ослабляющих броневую защиту, тоже способствует повышению снарядостойкости.
Для обеспечения противокумулятивной стойкости применяются противокумулятивные экраны, динамическая защита, разнесенная броня, включение в состав брони различных наполнителей, использование комбинированной брони. Можно использовать активную защиту, которая позволяет уничтожать кумулятивные снаряды с относительно малой скоростью полета по траектории.
Обеспечение защищенности ходовой части и ее противоминной стойкости достигается уменьшением высоты гусеничного обвода, расположением узлов подвески ближе к днищу машины, что позволяет использовать защитные свойства микрорельефа местности, и размещением некоторых узлов подвесок внутри броневого корпуса. Увеличение противоминной стойкости обеспечивается прочностью гусениц, применением РМШ последовательного типа и использованием местных утолщений днища танка, как правило, у расположения механика-водителя. Предусматривается возможность оборудования танка противоминными тралами.
Надежная биологическая защита достигается использованием подбоев и надбоев, в качестве которых применяются водородосодержащие материалы, материалы с большим содержанием свинца, нанесением различных покрытий, способствующих повышению кратности ослабления проникающей радиации. Установка системы коллективной защиты, обеспечивающей защиту экипажаотизбыточного давления во фронте ударной волны, радиоактивной пыли при преодолении участков заражения за счет герметизации корпуса и создания в обитаемом объеме подпора очищенного воздуха.
Обеспечение противопожарной защиты достигается размещением топлива, масла и боекомплекта в наиболее защищенных зонах танка, изготовлением топливных и масляных баков из самозатягивающихся пластмасс, обеспечением условий направленного подрыва боекомплекта, исключающего поражение экипажа, установкой эффективного автоматического противопожарного оборудования, изоляцией отделений танка от моторно-трансмиссионного отделения герметичной огнестойкой перегородкой, применением пожаробезопасных конструкционных материалов, не выделяющих токсичные продукты при разложении нагревом.
Использование маскировочных средств, включающих деформирующую окраску, дымовые гранаты, шашки и снаряды, термодымовую аппаратуру, теплорассеиватели, затрудняющие обнаружение танка тепловизионными приборами наблюдения, навесного встроенного оборудования для самоокапывания, снижает вероятность обнаружения танка.
Высокая подвижность танка. Она обеспечивается при тяговом расчете машины и в процессе компоновки моторно-трансмисспонного отделения, отделения управления и ходовой части. Общекомпоновочными мероприятиями, способствующими выполнению этого требования, являются установка мощного и экономичного двигателя, обеспечивающего достаточное значение удельной мощности и, в совокупности с трансмиссией и ходовой частью, высокие показатели быстроходности и допускающего продолжительную работу на различных сортах топлива, использование совершенной трансмиссии, повышающей коэффициент использования мощности, динамичность и поворотливость танка, размещение в забронированном объеме достаточного возимого запаса топлива, обеспечивающего требуемые показатели запаса хода.
В целях улучшения проходимости и увеличения ширины преодолеваемого рва снижают высоту расположения центра масс, совмещая его проекцию с центром опорных поверхностей гусениц. Для уменьшения вредного влияния продольно-угловых колебаний корпуса танка на членов экипажа разносят массу на нос и корму танка, что способствует увеличению момента инерции относительно поперечной оси, проходящей через центр масс. Обеспечивают танку возможность преодоления водных преград по дну или с помощью навесных плавсредств.
Установка приборов ночного видения и тепловизионных приборов обеспечивает возможность боевого использования танка ночью и в условиях ограниченной видимости. Ограничение габаритной ширины (Во >= 3414 мм) допускает беспрепятственное транспортирование танка по всем железным дорогам СНГ. В целях уменьшения потерь в гусеничном движителе и увеличения пробега (по гусеницам) используют движители с рациональной формой обвода и износостойкую конструкцию гусениц. Повышению подвижности танка способствует и увеличение межремонтного пробега и пробега между техническими обслуживаниями.
Нормальные условия обитаемости членов экипажа (эргономика). Сохранение работоспособности членов экипажа в течение длительного времени пребывания в танке достигается таким размещением приборов и органов управления, при котором обеспечиваются удобство и легкость управления машиной, вооружением и аппаратурой, возможность общения, взаимопомощи и взаимозаменяемости членов экипажа.
Системы управления движением и огнем машины должны быть дублированными; приборы прицеливания и наблюдения должны иметь достаточную кратность увеличения и необходимое поле зрения, особенно для командира. Необходимо обеспечить минимальный уровень шумов и вибраций; изоляцию экипажа от тепло- и газовыделяющих агрегатов вооружения, силовой установки и трансмиссии; вентиляцию обитаемых отделений с кондиционированием воздуха; удобный вход и выход из танка и возможность аварийного выхода всего экипажа; удобство пользования личными вещами и снаряжением; возможность хранения необходимых запасов продовольствия, воды и приготовления горячей пищи; удобное положение тела в походном и боевом состояниях, а также возможность произвольно менять позу и поочередно отдыхать лежа; надежную внешнюю и внутреннюю связь.
К компоновке танка, так же как и к любому его агрегату, узлу и механизму, кроме того, предъявляются следующие общеконструкторские требования: технологичность конструкции, приспособленность ее к серийному производству, широкая стандартизация и унификация деталей, узлов и агрегатов, дешевизна изготовления; минимальные масса и габаритные размеры; высокая надежность работы в течение длительного периода боевого функционирования и в условиях эксплуатации; минимальная трудоемкость и большая периодичность регламентного обслуживания; удобство монтажа и демонтажа в полевых условиях с использованием войсковых ремонтных средств.