Д) Технические виды искусства: телевидение.
Место телевидения в ряду современных масс-медиа.
Этапы развития телевидения (мирового и отечественного).
Предыстория ТВ: формы и явления в культуре, «предчувствовавшие» и предопределившие его появление.
«Механическое» и электронное ТВ; их преимущества и недостатки; вытеснение одного другим.
Массовизация ТВ в 50-е годы ХХ века и ее значение для художественной культуры.
Роль ТВ в становлении «общества спектакля» (Г.-Э. Дебор).
Коммуникативная теория М.Маклюэна и его оценка ТВ как «робкого гиганта» в условиях «всемирной деревни».
Первая отечественная теория ТВ (Вл. Саппак); ее оценка в свете современного состояния телевидения.
Кино и ТВ: является ли оно «малоформатным кинематографом» или кино есть «частная разновидность телевидения» (С.Муратов)?
Превращение ТВ в «письменное» средство с изобретением видеозаписи (1957); ее значение для телевизионного творчества.
Проблема художественного времени на ТВ.
«Сиюминутность» ТВ; судьба феномена и его значение для культуры.
Становление и обособление трех подсистем ТВ: хроникально-публицистической, художественной и образовательной; их взаимовлияние.
Жанры ТВ: собственные (ток-шоу, игры и пр.) и «заемные» (телефильм, телеспектакль, телеконцерт и др.).
ТВ – креативное средство или репродуктивное? Начала того и другого в природе ТВ.
Распространенное в конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ века мнение, что ТВ станет новым искусством; современный взгляд на эту проблему.
Многопрограммность ТВ; скачок многопрограммности с внедрением световодного кабеля и спутникового ТВ; ее значение для культуры.
Телевизионные «личности» как особый феномен культуры. Система и культ телезвезд.
Знаковая деятельность на ТВ (телевизионный семиозис).
Влияние на ТВ масс медиа нового поколения – Интернета.
Рекомендуемые образовательные технологии
Для проработки и закрепления материала по дисциплине «История и философия науки» применяются:
№ | Технология |
Презентации в рамках семинара в режиме «конференция» | |
Дискуссия в режиме «круглый стол». | |
Дебаты по выбранной теме курса. | |
Тестирование (текущее) |
Оценочные средства для текущего контроля освоения дисциплины
Проверка конспектов лекций и семинаров, тексты рефератов, презентации.
Примерные темы презентаций (работа на семинарах )
· Критика научно-технического прогресса.
· Постпозитивизм: основные идеи и представители.
· Основные направления современного искусства.
Примерные темы круглых столов (работа на семинаре)
- Культурное пространство современного искусства.
- Классика в современном искусстве.