Д) Технические виды искусства: телевидение.

Место телевидения в ряду современных масс-медиа.

Этапы развития телевидения (мирового и отечественного).

Предыстория ТВ: формы и явления в культуре, «предчувствовавшие» и предопределившие его появление.

«Механическое» и электронное ТВ; их преимущества и недостатки; вытеснение одного другим.

Массовизация ТВ в 50-е годы ХХ века и ее значение для художественной культуры.

Роль ТВ в становлении «общества спектакля» (Г.-Э. Дебор).

Коммуникативная теория М.Маклюэна и его оценка ТВ как «робкого гиганта» в условиях «всемирной деревни».

Первая отечественная теория ТВ (Вл. Саппак); ее оценка в свете современного состояния телевидения.

Кино и ТВ: является ли оно «малоформатным кинематографом» или кино есть «частная разновидность телевидения» (С.Муратов)?

Превращение ТВ в «письменное» средство с изобретением видеозаписи (1957); ее значение для телевизионного творчества.

Проблема художественного времени на ТВ.

«Сиюминутность» ТВ; судьба феномена и его значение для культуры.

Становление и обособление трех подсистем ТВ: хроникально-публицистической, художественной и образовательной; их взаимовлияние.

Жанры ТВ: собственные (ток-шоу, игры и пр.) и «заемные» (телефильм, телеспектакль, телеконцерт и др.).

ТВ – креативное средство или репродуктивное? Начала того и другого в природе ТВ.

Распространенное в конце 50-х – начале 60-х гг. ХХ века мнение, что ТВ станет новым искусством; современный взгляд на эту проблему.

Многопрограммность ТВ; скачок многопрограммности с внедрением световодного кабеля и спутникового ТВ; ее значение для культуры.

Телевизионные «личности» как особый феномен культуры. Система и культ телезвезд.

Знаковая деятельность на ТВ (телевизионный семиозис).

Влияние на ТВ масс медиа нового поколения – Интернета.

 

Рекомендуемые образовательные технологии

 

Для проработки и закрепления материала по дисциплине «История и философия науки» применяются:

 

Технология
Презентации в рамках семинара в режиме «конференция»
Дискуссия в режиме «круглый стол».
Дебаты по выбранной теме курса.
  Тестирование (текущее)

Оценочные средства для текущего контроля освоения дисциплины

Проверка конспектов лекций и семинаров, тексты рефератов, презентации.

Примерные темы презентаций (работа на семинарах )

· Критика научно-технического прогресса.

· Постпозитивизм: основные идеи и представители.

· Основные направления современного искусства.

Примерные темы круглых столов (работа на семинаре)

  • Культурное пространство современного искусства.
  • Классика в современном искусстве.