Глава четвертая

1. Т.е. прежде чем познать способность к выполнению того или иного действия, необходимо изучить само это действие, ибо с точки зрения познания актуальное предшествует потенциальному.

2. Самопроизвольно ("автоматически") возникающими Аристотель называл то живые существа, которые порождаются не однородными с ними существами, а "гниющей" матерней.

3. Речь идет о стремлении предметов природы к вечности и постоянству, свойственным небу.

4. Четвертой, материальной причиной выступает субстрат, относящийся к душе, как материя к форме.

5. Помимо приводимых ниже Аристотелем умозрительных соображений, опровергающих это положение, Ибн-Сина (Авиценна) указывает на эмпирически наблюдаемый факт: у многих растений ветви тяжелее корней.

6. Т.е. у простых тел (см. прим. 1 к гл. 2 кн. VII "Метафизики") питающееся, уподобляя себе (ассимилируя) пищу, не претерпевает такого изменения, в результате которого оно само превратилось бы в пищу для чего-то другого.

7. Вначале – неассимилированная, "потенциальная" пища; в конце – ассимилированная, актуально претворившаяся в тело того, что питается (см. "О частях животных" II 3, 650а 34-35).

8. Ср. "Физика" VIII 5, 256b 15-18.

9. "Первая душа" (т. о. совокупность "растительных" способностей к питанию, росту и воспроизведению себе подобного), оставаясь неподвижной, вызывает переваривание пищи посредством тепла. См. "О частях животных" II 3, 650а 4-5.

Глава пятая

1. См. 410а 25-26.

2. См. "Физика" VII 3, 248а 6-7.

3. Имеется в виду трактат "О возникновении и уничтожении" или какая-то из утерянных работ Аристотеля.

4. См. "Физика" III 3, 201b 31-32.

5. Термином "материя" (hyle) Аристотель иногда обозначает род, подчеркивая в нем отсутствие ближайших характеристик.

6. Обладающий в возможности знанием вообще переходит из потенциального состояния в актуальное, которое затем оказывается само потенциальным состоянием, требующим дальнейшей актуализации, и т. д. (см. прим. 2 к гл. 1 кн. II); обладающий же в возможности конкретным знанием совершает лишь переход от обладания знанием к его обнаружению в действовании, т.е. к использованию знания при рассуждении и исследовании.

7. Второй способ изменения – переход от лишенности к такому обладанию, которое может быть использовано в действовании, а первый – возникновение наиболее общей и отдаленной (присущей данному роду) возможности, например появление способности к знанию у новорожденного ребенка.

8. См. гл. 3 и 4 кн. III.

Глава шестая

1. Диар – приятель Аристотеля.