ВВЕДЕНИЕ

Антропология зла: опыт культурологического осмысления

 

 

Работу выполнила:

Цуканова Оксана Николаевна

студентка 2 курса, группы ФК-29

заочного отделения ИКиСКТ

Направление подготовки 033000.62

Культурология

Научный руководитель:

Ионесов В.И. – доктор культурологии, профессор кафедры теории и истории культуры

 

 

Самара 2015


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………..…………3

Глава 1. Феномен зла в пространстве культуры……………………7

1.1 Зло как объект антропологического и культурного анализа….7

1.2. Феномен зла в первобытной культуре…………………………14

Глава 2. Образы зла в первобытной культуре…….………………17

2.2. Персонификация зла…………………………..…………..……..17

2.2. Магия как способ нейтрализации зла …………………………..23

Заключение……………………………………………………………..28

Список источников и литературы…………………………………....31


 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Актуальность темы исследования определяется обострением интереса к проблеме добра и зла в современном мире.

Зло как антропологический феномен представляет собой неотъемлемую часть человеческой природы. Человек во все времена искал пути преодоления зла, призывал к борьбе со злом. Добро и зло в истории культуры обычно понимались либо как воздействие неизвестной космической силы, влияния независимых от человека законов, идей, либо как свойства человеческой природы. Представления о добре и зле формируются в результате осмысления, преобразования, освоения человеком окружающего мира и самого себя. Они связаны с ориентацией на те, или иные личностные или социальные ценности, имеющие место в данной культуре. Добро и зло это не просто свойства отдельной личности, а понятия, фиксирующие отношение человека к действительности. Отражая неудовлетворенность людей условиями жизни, своими мыслями и поступками, действиями окружающих, зло указывает на то, что подлежит преодолению, исправлению, изменению в соответствии с принципами добра. Особенно наглядно это возможно проследить в первобытном обществе, где еще нет четко сформировавшейся системы моральных норм и ценностей.

Трудность исследования феномена зла определяется противоречивостью, как самого предмета исследования, так и его носителей, многоаспектностью зла, а также той системой социальных отношений, в рамках которых зло проявляет себя. Человечество осваивает мир, творит его в соответствии со своими потребностями, но сами по себе эти изменения могут рассматриваться в качестве зла лишь при условии, что они имеют разрушительное значение как для человека, для его души, его тела, среды обитания, так и для человечества в целом.

Культурно-исторический процесс сложен, и воздействие его продуктов на человека весьма неоднозначно. Культура имеет особенность создавать материальные и духовные ценности совместно с тем, что им противоположно. Истинное понимание почти всякого феномена, а тем более такого сложного, как человек, формируется не каким-либо одним культурным течением, а всей культурой в целом, даже давно отвергнутыми и забытыми ее фрагментами. Это в полной мере относится и к проблеме зла.

Поэтому особое значение имеет рассмотрение проблемы зла с точки зрения его генезиса, исследования предпосылок формирования первых моральных и этических представлений человека. Изучение ранних образов зла, его проявлений в первобытном мире.

Актуальность исследования определяется еще и тем обстоятельством, что позволяет рассмотреть вопрос, связанный с механизмами развития человеческой личности и культуры в ее различных проявлениях в условиях существования проблемы зла.