В. Тернер «Символ и ритуал».

Текст написан о структуре и коммунитас.

1. Форма и свойства обрядов.

В самом начале В. Тернер обращается к ван Геннепу и его понятию «обряда перехода», но употребляет понятие «состояние» более широко (перемена места, социальной позиции, возраста etc), чтобы подчеркнуть разницу между «состоянием» и «переходом».

Три фазы обряда перехода:

1. Разделение (открепление от группы);

2. Грань (состояние, где нет свойств ни прошлого, ни будущего состояния человека);

3. Соединение (завершение, соединение с группой).

После воссоединения ожидается, что субъект будет вести себя в соответствии с принятыми в новой группе нормами.

2. Лиминальность.

Свойства лиминальности:

1. Двойственность;

2. Нахождение между структур.

Неофиты:

Ø Равны;

Ø Ничем не владеют;

Ø Ведут себя пассивно/униженно;

Ø Должны во всем подчиняться своим наставникам;

Ø Не жаловаться.

В то же время в отношениях между собой у неофитов выделяются отношения товарищества и равноправия.

3. Коммунитас.

В лиминальном феномене происходит смешение приниженности и сакральности, гомогенности и товарищества, то есть сакральным становится тот объект, который занимает фактически самую нижнюю ступень.

Две модели человеческих взаимосвязанности:

Структурная, дифференцированная и зачастую иерархическая система политико-правовых и экономических положений с множеством типов оценок, разделяющих людей по признаку «больше/меньше»;

Неструктурная/рудиментарно структурная и сравнительно недифференцированная община, общность равных личностей, подчиняющихся верховной власти ритуальных старейшин.

Второй тип проявляется только в лиминальный период. Также каждая социальная позиция обладает определенными сакральными компонентами, которые проявляются только в период обряда перехода. Некоторая сакральность остается и после соединения с новой группой, как бы напоминая человеку о существовании коммунитас (вторая модель), чтобы человек, занимающий высокую позицию, смирял гордыню. Высокое существует до тех пор, пока существует низкое.

4. Диалектика цикла развития.

Коммунитас и структура постоянно сменяют друг друга в течение жизни человека. Часто условия лиминальности ассоциируются с ритуальной властью и с тотальной общностью. Например, обряд перехода для вождя племени ндембу, когда кафвана ругается на будущего вождя, называя его себялюбивым и горделивым, обвиняя в убийстве предыдущего вождя, но после этого напоминает ему, что теперь он должен отмести все это и заботиться о каждом члене племени.

5. Свойства лиминальным существ.

Смыслом самого лиминального периода является осовобождение от прелиминальным и постлиминальных свойств человека. Он должен как бы родиться заново, стать совершенно чистым, чтобы воспринять новые правила.

Свойства;

1. Бесполость;

2. Анонимность;

3. Покорность;

4. Молчание;

5. Tabula rassa (запись нового статуса);

6. Часто встречается половое воздержание (родство имеет религиозную силу, так как это один из главных факторов структурной дифференциации).

Структура и высокие посты направлены на общее благо, и люди не должны пользоваться ими в корыстных целях. Лиминальность направлена на то, чтобы человек даже после возращения в структуру не терял связей с коммунитас. Кроме этого, часто лиминальности придается мистический характер, и здесь проявляется связь с божественными силами.

6.Лиминальность и структура.

Бинарные оппозиции лиминальности и стуктуры:

1. переход/состояние;

2. тотальность/частичность;

3. гомогенность/гетерогенность;

4. коммунитас/структура;

5. равенство/неравенство;

6. анонимность/система номенклатуры;

7. отсутствие собственности/собственность;

8. отсутствие статуса/статус;

9. обнаженность или одинаковая одежда/различие в одежде;

10. половое воздержание/половая жизнь;

11. сведение половых различий к минимуму/максимализация

12. половых различий;

13. отсутствие званий/различение званий;

14. смиренность/справедливая гордость своим положением;

15. пренебрежение к внешнему виду/забота о внешнем виде;

16. нет различения по состоятельности/различение по состоятельности;

17. бескорыстие/себялюбие;

18. подчинение всем/подчинение только вышестоящим;

19. сакральность/секулярность;

20. сакральное наставление/техническое знание;

21. молчание/речь;

22. несоблюдение родственных прав и обязанностей/родственные

23. права и обязанности;

24. постоянная связь смистическими силами/периодическая

25. связь с мистическими силами;

26. глупость/благоразумие;

27. простота/сложность;

28. приятие боли и страданий/избегание боли и страданий;

29. гетерономия/степени автономии.

Символы, означающие лиминальность, часто относят к физиологическим процессам смерти и рождения, анаболизма и катаболизма. Кроме этого, В. Тернер говорит об институализированной лиминальности на примере устава монашеского ордена святого Бенедикта. В этом уставе говорится о таких признаках лиминальности, как равенстве между всеми братьями, подчинение ритуальному вождю (аббат).

7. Власть слабого.

Помимо лиминальности коммунитас проявляется также и через «власть слабого». «Власть слабого» - это постоянные или временные сакральные свойства низкого статуса. Через эти низкие статусы происходит трансляция ценностей коммунитас, напоминание о них. Например, образ шута в Средние века. Шут мог высмеивать своего господина, тем самым указывая ему на ценности коммунитас. В закрытых или структурных обществах такая трансляция происходит через маргинальных/приниженных людей.

8. Милленаристкие движения.

Милленаристкие движения (millenarianism and millennial movement) — тип религиозного движения, часто политико-религиозного, основанного на вере в неминуемость радикального социополитического преобразования сверхъестественным вмешательством — например, возвратом Мессии и наступлением нового тысячелетнего (отсюда и термин) золотого века. В средние века и в ранний период нового времени в Европе такие движения объединяли главным образом обездоленных и неимущих (см. Кона, 1957). Этот пример повторялся в других местах; в североамериканских индейских танцорах-призраках, в связанном с ними явлении грузовых культов. Все подобные движения можно считать предполитическими ответами на культурное разрушение, которое одновременно может вызывать не только формы. Однако в равной мере многие современные политические движения интерпретировались как содержащие элементы милленаризма, обещая коренные социальные и экономические преобразования, для немедленного выполнения которых нет никаких средств.

Такие движения также могут выступать как еще одно проявление коммунитас. Они имеют некоторые свойства лиминальности, например, гомогенность, равноправие, анонимность и другие. Такие религиозные общества характерны для общества в переходный период. Таким образом, здесь можно провести параллели с жизнью человека: в жизни общества структура и коммунитас также себя сменяют.

На практике импульс таких движений часто теряется, и они превращаются в некие структуры (институты).

Коммунитас и структуру можно обнаружить на всех ступенях и уровнях культуры и общества.

9. Структура и коммунитас в обществах, основанных на родстве.

В. Тернер приводит три примера племен: в племенах таленси и нуэров патрилинейная система родства, а в племени ашанти – матрилинейная. Здесь мы видим одну и ту же процедуру сакрализации. В племенах с патрилинейной системой женщина имеет низкий статус, и она же рассматривается как носитель некоего духовного. Происходит сакрализация статуса женщины, ее вытеснение в область сакрального и божественного. В племени с матрилинейной системой происходит тот же самый процесс, но в отношении мужчин, занимающий низкий статус: они ассоциируются с чем-то чистым, белым и божественным.

Так коммунитас заполняет бреши в структуре.

10. Лиминальность, низкий статус и коммунитас.

Коммунитас возникает там, где нет социальной структуры. Она существует в противоположность структуре, но она не может существовать долго. Рано или поздно в обществе возникнет структура для лучшего функционирования общества. Коммунитас обладает экзистенциальными качествами для индивидов, когда как структура – познавательными.

Почти всегда к коммунитас относятся как к сакральному, а к структуре – как к профанному. Лиминальность, маргинальность и низкое положение в структуре являются условиями, в которых рождаются мифы, символы, ритуалы, философские системы и произведение искусства, которые не только дают периодические переклассифировки действий, но и побуждают человека к действию.

Коммунитас и структура могут существовать только вместе.