В. Тернер «Символ и ритуал».
Текст написан о структуре и коммунитас.
1. Форма и свойства обрядов.
В самом начале В. Тернер обращается к ван Геннепу и его понятию «обряда перехода», но употребляет понятие «состояние» более широко (перемена места, социальной позиции, возраста etc), чтобы подчеркнуть разницу между «состоянием» и «переходом».
Три фазы обряда перехода:
1. Разделение (открепление от группы);
2. Грань (состояние, где нет свойств ни прошлого, ни будущего состояния человека);
3. Соединение (завершение, соединение с группой).
После воссоединения ожидается, что субъект будет вести себя в соответствии с принятыми в новой группе нормами.
2. Лиминальность.
Свойства лиминальности:
1. Двойственность;
2. Нахождение между структур.
Неофиты:
Ø Равны;
Ø Ничем не владеют;
Ø Ведут себя пассивно/униженно;
Ø Должны во всем подчиняться своим наставникам;
Ø Не жаловаться.
В то же время в отношениях между собой у неофитов выделяются отношения товарищества и равноправия.
3. Коммунитас.
В лиминальном феномене происходит смешение приниженности и сакральности, гомогенности и товарищества, то есть сакральным становится тот объект, который занимает фактически самую нижнюю ступень.
Две модели человеческих взаимосвязанности:
Структурная, дифференцированная и зачастую иерархическая система политико-правовых и экономических положений с множеством типов оценок, разделяющих людей по признаку «больше/меньше»;
Неструктурная/рудиментарно структурная и сравнительно недифференцированная община, общность равных личностей, подчиняющихся верховной власти ритуальных старейшин.
Второй тип проявляется только в лиминальный период. Также каждая социальная позиция обладает определенными сакральными компонентами, которые проявляются только в период обряда перехода. Некоторая сакральность остается и после соединения с новой группой, как бы напоминая человеку о существовании коммунитас (вторая модель), чтобы человек, занимающий высокую позицию, смирял гордыню. Высокое существует до тех пор, пока существует низкое.
4. Диалектика цикла развития.
Коммунитас и структура постоянно сменяют друг друга в течение жизни человека. Часто условия лиминальности ассоциируются с ритуальной властью и с тотальной общностью. Например, обряд перехода для вождя племени ндембу, когда кафвана ругается на будущего вождя, называя его себялюбивым и горделивым, обвиняя в убийстве предыдущего вождя, но после этого напоминает ему, что теперь он должен отмести все это и заботиться о каждом члене племени.
5. Свойства лиминальным существ.
Смыслом самого лиминального периода является осовобождение от прелиминальным и постлиминальных свойств человека. Он должен как бы родиться заново, стать совершенно чистым, чтобы воспринять новые правила.
Свойства;
1. Бесполость;
2. Анонимность;
3. Покорность;
4. Молчание;
5. Tabula rassa (запись нового статуса);
6. Часто встречается половое воздержание (родство имеет религиозную силу, так как это один из главных факторов структурной дифференциации).
Структура и высокие посты направлены на общее благо, и люди не должны пользоваться ими в корыстных целях. Лиминальность направлена на то, чтобы человек даже после возращения в структуру не терял связей с коммунитас. Кроме этого, часто лиминальности придается мистический характер, и здесь проявляется связь с божественными силами.
6.Лиминальность и структура.
Бинарные оппозиции лиминальности и стуктуры:
1. переход/состояние;
2. тотальность/частичность;
3. гомогенность/гетерогенность;
4. коммунитас/структура;
5. равенство/неравенство;
6. анонимность/система номенклатуры;
7. отсутствие собственности/собственность;
8. отсутствие статуса/статус;
9. обнаженность или одинаковая одежда/различие в одежде;
10. половое воздержание/половая жизнь;
11. сведение половых различий к минимуму/максимализация
12. половых различий;
13. отсутствие званий/различение званий;
14. смиренность/справедливая гордость своим положением;
15. пренебрежение к внешнему виду/забота о внешнем виде;
16. нет различения по состоятельности/различение по состоятельности;
17. бескорыстие/себялюбие;
18. подчинение всем/подчинение только вышестоящим;
19. сакральность/секулярность;
20. сакральное наставление/техническое знание;
21. молчание/речь;
22. несоблюдение родственных прав и обязанностей/родственные
23. права и обязанности;
24. постоянная связь смистическими силами/периодическая
25. связь с мистическими силами;
26. глупость/благоразумие;
27. простота/сложность;
28. приятие боли и страданий/избегание боли и страданий;
29. гетерономия/степени автономии.
Символы, означающие лиминальность, часто относят к физиологическим процессам смерти и рождения, анаболизма и катаболизма. Кроме этого, В. Тернер говорит об институализированной лиминальности на примере устава монашеского ордена святого Бенедикта. В этом уставе говорится о таких признаках лиминальности, как равенстве между всеми братьями, подчинение ритуальному вождю (аббат).
7. Власть слабого.
Помимо лиминальности коммунитас проявляется также и через «власть слабого». «Власть слабого» - это постоянные или временные сакральные свойства низкого статуса. Через эти низкие статусы происходит трансляция ценностей коммунитас, напоминание о них. Например, образ шута в Средние века. Шут мог высмеивать своего господина, тем самым указывая ему на ценности коммунитас. В закрытых или структурных обществах такая трансляция происходит через маргинальных/приниженных людей.
8. Милленаристкие движения.
Милленаристкие движения (millenarianism and millennial movement) — тип религиозного движения, часто политико-религиозного, основанного на вере в неминуемость радикального социополитического преобразования сверхъестественным вмешательством — например, возвратом Мессии и наступлением нового тысячелетнего (отсюда и термин) золотого века. В средние века и в ранний период нового времени в Европе такие движения объединяли главным образом обездоленных и неимущих (см. Кона, 1957). Этот пример повторялся в других местах; в североамериканских индейских танцорах-призраках, в связанном с ними явлении грузовых культов. Все подобные движения можно считать предполитическими ответами на культурное разрушение, которое одновременно может вызывать не только формы. Однако в равной мере многие современные политические движения интерпретировались как содержащие элементы милленаризма, обещая коренные социальные и экономические преобразования, для немедленного выполнения которых нет никаких средств.
Такие движения также могут выступать как еще одно проявление коммунитас. Они имеют некоторые свойства лиминальности, например, гомогенность, равноправие, анонимность и другие. Такие религиозные общества характерны для общества в переходный период. Таким образом, здесь можно провести параллели с жизнью человека: в жизни общества структура и коммунитас также себя сменяют.
На практике импульс таких движений часто теряется, и они превращаются в некие структуры (институты).
Коммунитас и структуру можно обнаружить на всех ступенях и уровнях культуры и общества.
9. Структура и коммунитас в обществах, основанных на родстве.
В. Тернер приводит три примера племен: в племенах таленси и нуэров патрилинейная система родства, а в племени ашанти – матрилинейная. Здесь мы видим одну и ту же процедуру сакрализации. В племенах с патрилинейной системой женщина имеет низкий статус, и она же рассматривается как носитель некоего духовного. Происходит сакрализация статуса женщины, ее вытеснение в область сакрального и божественного. В племени с матрилинейной системой происходит тот же самый процесс, но в отношении мужчин, занимающий низкий статус: они ассоциируются с чем-то чистым, белым и божественным.
Так коммунитас заполняет бреши в структуре.
10. Лиминальность, низкий статус и коммунитас.
Коммунитас возникает там, где нет социальной структуры. Она существует в противоположность структуре, но она не может существовать долго. Рано или поздно в обществе возникнет структура для лучшего функционирования общества. Коммунитас обладает экзистенциальными качествами для индивидов, когда как структура – познавательными.
Почти всегда к коммунитас относятся как к сакральному, а к структуре – как к профанному. Лиминальность, маргинальность и низкое положение в структуре являются условиями, в которых рождаются мифы, символы, ритуалы, философские системы и произведение искусства, которые не только дают периодические переклассифировки действий, но и побуждают человека к действию.
Коммунитас и структура могут существовать только вместе.