Западная цивилизация.

Православная цивилизация.

18. Место и роль России в общепланетарном процессе.

Римский клуб и его основные доклады.

Проекты «Мировая политика» Дж.Форрестера и «Пределы роста» Д.Медоуза.

Глобальные проблемы современности: национально-этнические и демографические.

Политические издержки мультикультурализма в Европе.

Преодоление экологического кризиса - глобальная проблема современности.

Предотвращение мировой ядерной войны как глобальная проблема современности

Технико-экономические проблемы освоения космического пространства и связанные с ними межгосударственные противоречия

Экологические аспекты освоения космического пространства как глобальная проблема современности

Международное космическое право и ответственность за правонарушения в космосе

Принципы мондиализма и космпополитизма в формировании социополитического пространства глобального мира.

Доктрина «евроатлантизма» как теория и практика построения однополярного мира. Глобализация и панамериканизм.

Американская глобальная система З. Бжезинского.

Глобальный трансатлантизм и его военные и политические структуры в начале 21 века.

  1. Информация как инструмент политики в глобальном мире. «Мировая деревня» М. Макклюена. как информационный феномен глобализации.
  2. Критика политической глобализации и проект антиглобалистского движения.
  3. Альтернативные прогнозы Э.Тоффлера.
  4. Социальное неравенство в глобальной перспективе: политические и экономические последствия.
  5. Концепция «Смерти Запада» как проблема исторический вызова западной цивилизации.( П. Бьюкенен).
  6. Проблемы "третьего мира". Преодоление отсталости - актуальная общечеловеческая проблема.
  7. Ресурсы природы и проблемы глобальной политики.

1.

Глобалистика как наука. Предмет исследования и основные особенности.

 

ГЛОБАЛИСТИКА (франц. Global - всеобщий, от лат. Globus - Земной шар; букв. Наука о всеобщем) - наука, которая изучает наиболее общие закономерности развития человечества и модели управляемого, научно и духовно организованного мира в единстве и взаимодействии трех основных сфер человеческой деятельности - экологической, социальной и экономической - в реальных условиях Земли с ее конечными физическими размерами и ограниченными природными ресурсами, в наступившую эпоху антропогенно перегруженной Земли.

Под “миром” (“мировой системой”) понимается человечество, его социально-экономические системы, технологии и окружающая среда.


Глобалистике можно дать следующее определение. Глобалистика охватывает единый мир единым взглядом и описывает этот мир, его динамику развития, его внутренние взаимосвязи единой системой обобщенных параметров.

Как глобалистика соотносится с философией? Глобалистика, в отличие от философии, изучает общие закономерности развития человечества в количественном виде, и, чем не занимается философия, конструирует количественные модели управляемого жизнеспособного мироустройства в условиях антропогенно перегруженной Земли. Глобалистика гармонично сочетает фундаментальные и прикладные исследования и разработки.

Какова связь глобалистики с методологией? Глобалистика, родившаяся в результате синтеза и обобщения ряда наук - экологии, социологии, экономики, демографии, философии..., описывая предельные возможности Земли и ее биосферы, приобретает также и методологические функции, задавая ориентиры развития материнских наук.

Глобалистика имеет свой понятийный аппарат: аксиомы, понятия, термины.


Глобалистика идет дальше. Она конструирует количественную модель управляемого мира, которая состоит из трех элементов: биосферы, стран мира в целом и отдельной страны. Она описывает взаимодействия между этими тремя элементами системой обобщенных количественных параметров мира. Модель управляемого мира на основе системы обобщенных параметров мира обладает принципиально новыми возможностями: она позволяет обнажить внутренние закономерности движения мира и управлять им.

 

 

У истоков глобалистики стоит Римский клуб. С точки зрения римского клуба глобалистика- это наука о глобальных проблемах человеческой истории. Эксперты римского клуба видели своей задачей построение долгосрочных перспектив (в отличие от политиков). В данной науке , с точки зрения римского клуба, подход к проблемам комплексный и необходимы специалисты широкого профиля.

 

 

2. Историческое сближение мира.

Истоки идеи глобализации иногда можно увидеть теориях Средневековья, чьи адепты верили в грядущее собирание всех народов мира в едином Царстве, которое не будет более знать конфликтов и противоречий. Древнегреческий мыслитель Гераклит одним из первых написал о том, что МИР ЕДИН. Эту идею поддерживал Полибий -древнегреч. Мыслитель.

А Философская школа Стоиков видела итогом создание одного единого государства.

Также существовали государства, пытающиеся включить в себя весь мир , такие как Римская империя.

А в средние века (период феодальной раздробленности) идет обратный процесс (шаг назад).

16 век – это шаг вперед к объединению.Э то период возникновения капитализма, великие географические открытия, реформации, которые впервые дали представление обо всем мире, о его масштабе.

 

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — процесс сближения и роста взаимосвязи наций и государств мира, сопровождающийся выработкой общих политических, экономических, культурных и ценностных стандартов.

 

Научно-технический прогресс – главная причина глобализации ( причина ее ускорения).

Первая волна глобализации – последняя треть 19 века (развитие транспортной системы – железнодорожные пути, пароходы и развитие средств связи - телеграфы (60-е), изобретение и распространение телефонов (1876г).)

Идеологи глобализации – Джон Брайт, Джон Кобден. Они выдвинули идею свободной торговли.

Эпоха первой мировой войны (28 июля 1914 — 11 ноября 1918) стала шагом назад.

В 1920-е, 30-е годы во всех Европейских странах действуют ограничения доступа (границы, таможня, визы, паспорта).

После второй мировой войны, глобализация идет только в западном мире.Европа сближается, но отгораживается от востока.

 

Вторая волна глобализации (80-е 90-е годы хх века) – новый технический скачек (развитие авиатранспорта, автотранспорта, интернет сеть, компьютеры, мобильные телефоны)

В 1989 году в Вашингтоне принимается документ «Вашингтонский консенсус», экономисты (Вильянсон) предложили свод правил , касающихся экономики :

· Налоговая дисциплина (во всех государствах исчез дефицит бюджета)

· Торговый либерализм ( отмена таможни, тарифов)

· Единый обменный курс

· Инвестиции без границ ( вложение средств без преград)

· Приватизация ( государство препятствует глобализации)

· Ликвидация государственного регулирования экономики

· Неприкосновенность прав частной собственности

3. Глобализация экономики.

 

Экономическая глобализация — процесс усиления по всему миру экономической взаимозависимости национальных экономик, в связи с увеличением скорости движения и объёмов товаров, услуг, технологий и капиталов через государственные границы[1]. Процесс усиления экономической интеграции между странами, приводит к слиянию отдельных национальных рынков в один всемирный рынок[2]. Экономическая глобализация может рассматриваться, как в позитивном, так и в негативном аспектах.

Экономическая глобализация включает в себя глобализацию производственных мощностей, рынков, конкуренций, технологий, корпораций и отраслей[1].

Проявления экономической глобализации наблюдались на протяжении последних тысячелетий, с момента возникновения международной торговли. Однако в последние 20-30 лет наблюдается стремительное увеличение темпов этого явления[3]. Этот всплеск в большой степени инспирирован процессом интеграции экономик развитых странс экономиками развивающихся стран. Способствуют этим явлениям процессы прямых иностранных инвестиций, снижение торговых барьеров и модернизация экономикразвивающихся стран.

Особенности:
глобализация идет неравномерно. Интенсивнее это проявляется в финансовой сфере. (в первую очередь затрагивает западный мир ),Эта неравномерность породила модель СЕВЕР-ЮГ(богатый север, бедный и отстающий юг).

 

1900-мировой обмен – 1 млн долларов

1992- 820 млрд долларов

1998-1.5 триллиона долларов

 

4. Глобализация культуры.

 

В 1972 – появление электронной почты,

Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Современные кинофильмы выходят на экраны одновременно во многих странах мира, книги переводятся и становятся популярными у читателей из разных стран. Огромную роль в культурной глобализации играет повсеместное распространение Интернета. Кроме того, с каждым годом всё большее распространение получает международный туризм.

На данный момент возникает реальная возможность наблюдать мир онлайн.

Глобализация идет под знаком ВЕСТЕРНИЗАЦИи (от англ. west-запад)-термин, означающий перенос структур, технологий и образа жизни западных (европейских) обществ в незападные.

 

5. Глобализация в политике.

В политике глобализация заключается в ослабевании национальных государств и способствует изменению и сокращению их суверенитета. С одной стороны, это происходит из-за того, что современные государства делегируют всё больше полномочий влиятельным международным организациям, таким как Организация Объединённых Наций, Всемирная торговая организация, Европейский союз, НАТО, МВФ и Мировой Банк. С другой стороны, за счёт сокращения государственного вмешательства в экономику и снижения налогов увеличивается политическое влияние предприятий (особенно крупных транснациональных корпораций). Из-за более лёгкой миграции людей и свободного перемещения капиталов за границу также уменьшается власть государств по отношению к своим гражданам.

Логично, что глобализация в политике ведет к исчезновению государств вообще.

1) Развитие транснациональных корпораций (государство не может контролировать такую корпорацию, тк она расположена по всей планете, не имеет границ)

2) Развитие негосударственных организаций

3) Сепаратизм в 1914 году в европе было 17 государств, 2000 – 44 государства.

4) Исчезают политические разногласия в вопросе глобализации ( всех политиков можно просто разделить на тех, кто «за» и кто «против»)

 

6. Критика глобализации.

 

Глобализацию критикуют не только антиглобалисты и некоторые политики (например, Уго Чавес), но также ряд экономистов и учёных. Например, известный экономистДжозеф Стиглиц написал несколько книг, в которых содержится острая критика глобализации. Стиглиц доказывает на многочисленных фактах и примерах, что она разрушает промышленность, способствует росту безработицы, нищеты, тормозит научно-технический прогресс и усугубляет экологическую катастрофу на планете. Он критикует политику глобальных институтов: ВТО, МВФ, — которые, по его мнению, используют глобализацию и её идеологию (свободная торговля, свободный доступ к сырьевым ресурсам, мировое патентное право, использование в качестве мировых валют «бумажных» доллара и евро, вмешательство международных институтов вовнутреннюю политику и т. д.) в интересах нескольких наиболее развитых государств, в ущерб большинству стран на планете[11]. Некоторые авторы указывают на то, что глобализация способствует падению рождаемости[12]. Другие утверждают, что глобализация используется США как инструмент для ослабления или уничтожения своих геополитических противников[13]. Третьи указывают, что глобализация способствует росту спекулятивной экономики, монополизации производства и сбыта товаров и перераспределению богатства в пользу небольшой группы людей («мирового правящего класса»)[14].

В то время как сторонники глобализации утверждают, что все современные процессы и связанные с ними негативные явления имеют естественный характер и ими невозможно управлять, критики глобализации, наоборот, убеждены, что крупные государства в состоянии значительно уменьшить негативное влияние последней.

С глобализацией не согласна значительная часть стран третьего мира.

В США глобализацию критикуют:

· Консервативно настроенные политики (их волнует вопрос переизбрания на следующий срок, а некоторые люди страдают из-за глобализации)

· Американский профсоюз (американцы остаются без работы)

· Американские торговые кампании

Научно-теоритические подходы к глобализации:

1) Модернизм (50-начало 60 гг)

Главный теоретик – Парсонс

Запад – самая лучшая часть планеты, тащит за собой всех остальных. Модернисты считают, что Запад – уникальная , наилучшая цивилизация. Вся планета пойдет за Западом.

2) В середине 60-х Запад был подвергнут критике (курили траву, принимали наркотики, бунтовали)
В 60-е годы выяснилось, что страны, начавшие модернизацию не стали Западными.

3) Конец 60-х – антимодернизм

Появилось понимание того, что западный шаблон не применим к незападным странам. С их точки зрения история человечества - путь крови, катастроф и воин. Они подвергают критике Запад , тк он навязывает свои идеалы миру.

Антимодернисты поверили в незападную модель (обратили свое внимание на СССР),

4) В конце 70-х антимодернизм зашел в тупик, тк американцы догнали СССР в космической гонке, но СССР не догнал Америку в остальном.

ПОСТМОДЕРНИЗМ (Отношение к Западу более объективное, разочарование в незападных проектах) Но реализовать эту модель пока смог только запад.

5) Нач. 90-х годов – неомодернизм (фактически возвращение на позиции модернизма)

Западная экономика делает рывок за счет краха СССР.

 

7. Теоретические подходы к глобализации: модернизм и антимодернизм.

 

Научно-теоритические подходы к глобализации:

· Модернизм (50-начало 60 гг)

Главный теоретик – Парсонс

Запад – самая лучшая часть планеты, тащит за собой всех остальных. Модернисты считают, что Запад – уникальная , наилучшая цивилизация. Вся планета пойдет за Западом.

Среди когорты совместно (глобально) движущихся держав были различимы два типа - традиционные, в которых преобладают традиционные ценности, и модернизированные, т.е. отошедшие от традиций в сторону модернистской унификации (в те годы лишь Запад). Модернизированными считались те социальные организации и культурные установки, которые выработал именно Запад и которые характеризовались индивидуализмом, приверженностью демократии, капитализму, секуляризацией религиозных традиций, обращенностью к науке.
Модернистской точке зрения (1950-1965 годы) были свойственны исторический оптимизм, видение перехода от традиционализма к модернизму как магистрального пути исторического развития, сугубая убежденность в том, что каждое государство (даже недавно образовавшееся) имеет достаточный потенциал для броска в модернистское будущее, для уверенного подключения к мировой экономике, для введения в своей социальной практике самой передовой демократии, для создания царства закона и всеобщей образовательной революции, оставляющей традиционность музеям, а религиозную убежденность - церковным учреждениям.


Теоретики модернистской школы не считали незападные общества безнадежно отставшими. Молодые государства (сто новых за указанный период) подавались ими внутренне цельными, гомогенными, самодостаточными. А у западного мира они не находили каких-либо уникальных и недостижимых особенностей. Это была (почти слепая) вера в то, что вслед за исторически случайным выходом вперед Запада последует быстрая модернизация незападного мира (прежде всего России

· В середине 60-х Запад был подвергнут критике (курили траву, принимали наркотики, бунтовали)
В 60-е годы выяснилось, что страны, начавшие модернизацию не стали Западными.

· Конец 60-х – антимодернизм

Линейная «прогрессивная модернизация» оказалась неосуществимой. Страны Азии, Африки и Латинской Америки так и не смогли нащупать убедительной дороги к прогрессу. Модернизм как теория объяснения настоящего и будущего, как интерпретация модернизации в середине и второй половинеу 1960-х годов уступил место идеям более молодого поколения западных интеллектуалов.
Впервые за многие века идеологами, интерпретаторами глобального материального развития был сделан вывод о недостаточности западных предписаний для материального развития большинства стран мира.

Были сделаны выводы, что нельзя все модернизационные идеи мира черпать только из западного источника, что следует учитывать культурное разнообразие мира и наличие незападных способов решения проблем материального развития.


Приверженцев этих взглядов объединил антимодернизм, критическое отношение к упрощенным схемам общемирового развития
Во-первых, антимодернисты указали на то, что в мире происходит гигантская крестьянская революция, разрастается бунт мировой деревни против мирового города. Во-вторых, начинается восстановление глобальных позиций Азии, обозначился подъем желтой и черной рас, их противостояние Западу. В- третьих, Запад породил массовую культуру, распространившуюся по всему миру, нашедшую адептов в городах незападного мира - лишившую часть молодежи Запада и остального мира прежней взаимной подозрительности, основанной на идеологии - но сделавшей потенциально реальным реванш местных культур.

Появилось понимание того, что западный шаблон не применим к незападным странам. С их точки зрения история человечества - путь крови, катастроф и воин. Они подвергают критике Запад , тк он навязывает свои идеалы миру.

Антимодернисты поверили в незападную модель (обратили свое внимание на СССР),

· В конце 70-х антимодернизм зашел в тупик, тк американцы догнали СССР в космической гонке, но СССР не догнал Америку в остальном.

 

8. Теоретические подходы к глобализации: постмодернизм и неомодернизм.

Научно-теоритические подходы к глобализации:

· Модернизм (50-начало 60 гг)

Главный теоретик – Парсонс

Запад – самая лучшая часть планеты, тащит за собой всех остальных. Модернисты считают, что Запад – уникальная , наилучшая цивилизация. Вся планета пойдет за Западом.

· В середине 60-х Запад был подвергнут критике (курили траву, принимали наркотики, бунтовали)
В 60-е годы выяснилось, что страны, начавшие модернизацию не стали Западными.

Конец 60-х – антимодернизм

· Появилось понимание того, что западный шаблон не применим к незападным странам. С их точки зрения история человечества - путь крови, катастроф и воин. Они подвергают критике Запад , тк он навязывает свои идеалы миру.

Антимодернисты поверили в незападную модель (обратили свое внимание на СССР),

· В конце 70-х антимодернизм зашел в тупик, тк американцы догнали СССР в космической гонке, но СССР не догнал Америку в остальном.

ПОСТМОДЕРНИЗМ (Отношение к Западу более объективное, разочарование в незападных проектах) Но реализовать эту модель пока смог только запад.

Этому виду социально-экономической интерпретации мирового развития не было свойственно антимодернистское самобичевание: постмодернисты не обвиняли Запад во всех бедах мира и старались смотреть на мир под новым углом зрения - менее идеологизированно, более «объективно». В отличие от модернизма постмодернизм не питал футурологических фантазий и не увлекался простыми схемами экономико-технического воспитания человечества, облагодетельствования его чудесами науки. Постмодернизм в отличие от модернизма не делил мир на «современную» и «архаичную» части, не противопоставлял модернизм и традиционализм, настаивая на том, что существуют универсальные ценности, но не сугубо западные, а более общечеловеческие. Запад разделяет их как часть мира, получившая свободу выбора, прелесть локального, частного, особого, незаангажированного, раскрепощенного мира. Таким образомпостмодернизм «связал» распадавшийся по социальному признаку мир, отказавшись представлять Запад как особый регион, ведущий остальные страны к переменам.

В отличие от антимодернизма постмодернизм не испытывал иллюзий в отношении радикальных социальных экспериментов, не увлекался критикой буржуазного мира; этот подход был обращен к ценностям, отдаленным от социальных, моральных и прогрессистских. Постмодернисты решительно отказались видеть в незападном пути развития убедительный или достойный подражания пример.

· Нач. 90-х годов – неомодернизм (фактически возвращение на позиции модернизма)

Западная экономика делает рывок за счет краха СССР.

Победа Запада привела западных теоретиков к четвертой интерпретации. На смену постмодернизму пришло четвертое направление послевоенного осмысления проблем глобального развития, которое было названо Э.Тирьякьяном и Дж. Александером неомодернизмом, поскольку возрождало веру 1950-х годов в прогресс и видело главной дихотомией приверженность науке и приверженность традиционным ценностям. Другие теоретики предпочли определение неолиберализм, поскольку он противопоставил себя государственному вмешательству.

 

 

9.