НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ.
· Наука – одна из форм познания мира, состоит только из экспериментально-доказанных данных об этом мире.
· Выделяют донаучное и вненаучное знание.
· Донаучное знание – мифология, религия и т.д.
· Вненаучное знание – обыденные, житейские знания.
· Научное знание не только описывает, но и объясняет факты, систематизирует и обобщает их.
· Свойства научного знания
· Универсальность - знанияистинны для всей вселенной
· Объективность – индивидуальные особенности ученого никак не могут отразиться на результатах научного исследования.
· Систематичность – они представляют собой определенную систему, структуру, имеющую определенную внутреннюю логику.
· Принципиальная незавершенность – безграничность научного познания.
· Преемственность – новые знания определенным образом всегда связанны с прежними (принцип соответствия).
· Достоверность – ее данные могут и должны быть проверены.
· точность - изучаются количественно точные закономерности и используются строгие методы проверки гипотез, основанные на воспроизводимых экспериментах.
· Структура науки
· Эмпирические знания – сбор, систематизация и описание фактов объективной действительности.
· Производственно-технические знания – практическое использование научных достижений и развития техники.
· Теоретические знания – объяснение и обобщение фактов в создании теории, которые их объясняют.
· ЦЕЛЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: установление законов природы, адекватно отражажающие действительность. Н.П. осуществляется методично.
· Методоло́гия система методов, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей
· МЕТОД – совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата.
· Классификация методов научного познания:
·
· I ОБЩИЕ МЕТОДЫ имеют общефилософскую направленность.
· диалектический метод познает явления в развитии.
· метафизический метод рассматривает явления неизменные и независящие друг от друга.
· II ОСОБЫЕ МЕТОДЫ касаются одной стороны объекта или определенного приема исследования:
· анализ –мысленное или реальное расчленение объекта изучения на составляющие.
· 2)синтез – соединение частей элементов в единое целое.
· 3)индукция –движение, познание от частного к общему.
· 4)дедукция –метод движения от общих результатов к частным.
· 5)наблюдение –метод изучения объектов в условиях, которые не изменяются.
· 6)эксперимент – метод изучения объектов в контролируемых и управляемых условиях. Главное – воспроизводимость результатов.
· 7)аналогия – перенос знаний с одного объекта на другой, менее изученный в данный момент времени.
· 8)моделирование – метод, основанный на изучении объектов с помощью их моделей.
· III ЧАСТНЫЕ МЕТОДЫ – специальные методы, которые используют в отдельной области науки.
· ГИПОТЕЗА –предположение о взаимной связи явлений, которое выдвигается на основе накопленного экспериментального материала; недостоверное знание, а вероятное, оно требует проверки и доказательств.
· Научная ТЕОРИЯ- форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях действительности.
· ФОРМЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
· Научные факты(установленные путем наблюдения или эксперимента различные факты)
· Научная гипотеза(предположительное знание, истинность которого еще не доказана)
· Научная теория (систематизированные знания в совокупности объясняющие множество фактов и описывающие посредством системы законов определенный фрагмент реальности)
· Истина теории –ПРАКТИКА
· Научные картины мира(система научных теорий, описывающая реальность )