НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ.

· Наука – одна из форм познания мира, состоит только из экспериментально-доказанных данных об этом мире.

· Выделяют донаучное и вненаучное знание.

· Донаучное знание – мифология, религия и т.д.

· Вненаучное знание – обыденные, житейские знания.

· Научное знание не только описывает, но и объясняет факты, систематизирует и обобщает их.

 

· Свойства научного знания

· Универсальность - знанияистинны для всей вселенной

· Объективность – индивидуальные особенности ученого никак не могут отразиться на результатах научного исследования.

· Систематичность – они представляют собой определенную систему, структуру, имеющую определенную внутреннюю логику.

· Принципиальная незавершенность – безграничность научного познания.

· Преемственность – новые знания определенным образом всегда связанны с прежними (принцип соответствия).

· Достоверность – ее данные могут и должны быть проверены.

· точность - изучаются количественно точные закономерности и используются строгие методы проверки гипотез, основанные на воспроизводимых экспериментах.

· Структура науки

· Эмпирические знания – сбор, систематизация и описание фактов объективной действительности.

· Производственно-технические знания – практическое использование научных достижений и развития техники.

· Теоретические знания – объяснение и обобщение фактов в создании теории, которые их объясняют.

 

· ЦЕЛЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ: установление законов природы, адекватно отражажающие действительность. Н.П. осуществляется методично.

· Методоло́гия система методов, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей

 

· МЕТОД – совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата.

 

· Классификация методов научного познания:

·

· I ОБЩИЕ МЕТОДЫ имеют общефилософскую направленность.

· диалектический метод познает явления в развитии.

· метафизический метод рассматривает явления неизменные и независящие друг от друга.

 

· II ОСОБЫЕ МЕТОДЫ касаются одной стороны объекта или определенного приема исследования:

· анализ –мысленное или реальное расчленение объекта изучения на составляющие.

· 2)синтез – соединение частей элементов в единое целое.

· 3)индукция –движение, познание от частного к общему.

· 4)дедукция –метод движения от общих результатов к частным.

 

· 5)наблюдение –метод изучения объектов в условиях, которые не изменяются.

· 6)эксперимент – метод изучения объектов в контролируемых и управляемых условиях. Главное – воспроизводимость результатов.

· 7)аналогия – перенос знаний с одного объекта на другой, менее изученный в данный момент времени.

· 8)моделирование – метод, основанный на изучении объектов с помощью их моделей.

 

· III ЧАСТНЫЕ МЕТОДЫ – специальные методы, которые используют в отдельной области науки.

· ГИПОТЕЗА –предположение о взаимной связи явлений, которое выдвигается на основе накопленного экспериментального материала; недостоверное знание, а вероятное, оно требует проверки и доказательств.

 

· Научная ТЕОРИЯ- форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях действительности.

 

 

· ФОРМЫ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

· Научные факты(установленные путем наблюдения или эксперимента различные факты)

· Научная гипотеза(предположительное знание, истинность которого еще не доказана)

· Научная теория (систематизированные знания в совокупности объясняющие множество фактов и описывающие посредством системы законов определенный фрагмент реальности)

· Истина теории –ПРАКТИКА

· Научные картины мира(система научных теорий, описывающая реальность )