СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3

 

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Этническая культура

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

 

Вопросы для обсуждения:

1. . Системно-компонентный анализ этнической культуры

2. Функции этнической культуры

3. Традиции и инновации в культуре

4. Преемственность культурных традиций. Виды культурного наследия и типы культурного наследования.

Темы докладов и рефератов:

1. расселение этноса с этнически окрашенной инфраструктурой,

2. хозяйственно-производственная сфера,

3. социальная стратификация, социальные институты,

Темы эссе:

1. характер и частота взаимодействий и контактов представителей этноса,

2. особенности культуры (как результата и процесса экономического, интеллектуального, эстетического производства),

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Культура как этнический маркер.

2. Значение семейной и праздничной обрядности в культуре.

3. Обряды перехода: структура, функции, семантика.

4. Обряд, обычай, ритуал в культуре.

Литература:

 

1. Основная:

2. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма // ЭО. 1993. № 4.

3. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Спб., 1993.

4. Знаковые функции культуры. М., 1991.

5. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1969. 229 с.

6. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2.

 

Дополнительная:

1. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. 284 с.

2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

3. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.

4. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.

5. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.

 

ПЛАН

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4

 

По дисциплине: Общая этнография

Тема занятия: Классификация народов мира

Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию

Количество часов: 2 ч.

 

Вопросы для обсуждения:

 

1. Критерии классификации народов мира.

2. Географическая классификация народов мира.

3. Этнолингвистическая классификация народов мира.

4. Антропологическая классификация народов мира.

5.Хозяйственно-культурная классификация народов мира.

Темы докладов и рефератов:

1. расселение этноса с этнически окрашенной инфраструктурой,

2. хозяйственно-производственная сфера,

3. социальная стратификация, социальные институты.

Темы эссе:

1. характер и частота взаимодействий и контактов представителей этноса,

2. особенности культуры (как результата и процесса экономического, интеллектуального, эстетического производства),

Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы

1. Формирование и развитие языка.

2. Языковые универсалии как показатель общности человеческого мышления.

3. Этапы процесса расообразования.

4. Ландшафт и культура: взаимодействие и преобразование.

5. Особенности природопользования в традиционной и индустриальной культуре.

 

Литература:

 

Основная:

1. Алексеев В.П. География человеческих рас. М., 1974.

2. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1974.

 

Дополнительная:

1. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.

2. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М.: Высшая школа, 1978.

3. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.

 

ПЛАН