СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3
По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: Этническая культура
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1. . Системно-компонентный анализ этнической культуры
2. Функции этнической культуры
3. Традиции и инновации в культуре
4. Преемственность культурных традиций. Виды культурного наследия и типы культурного наследования.
Темы докладов и рефератов:
1. расселение этноса с этнически окрашенной инфраструктурой,
2. хозяйственно-производственная сфера,
3. социальная стратификация, социальные институты,
Темы эссе:
1. характер и частота взаимодействий и контактов представителей этноса,
2. особенности культуры (как результата и процесса экономического, интеллектуального, эстетического производства),
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Культура как этнический маркер.
2. Значение семейной и праздничной обрядности в культуре.
3. Обряды перехода: структура, функции, семантика.
4. Обряд, обычай, ритуал в культуре.
Литература:
1. Основная:
2. Арутюнов С.А. Адаптивное значение культурного полиморфизма // ЭО. 1993. № 4.
3. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Спб., 1993.
4. Знаковые функции культуры. М., 1991.
5. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1969. 229 с.
6. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2.
Дополнительная:
1. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. 284 с.
2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.
3. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991.
4. Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989.
5. Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.
ПЛАН
СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4
По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: Классификация народов мира
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Критерии классификации народов мира.
2. Географическая классификация народов мира.
3. Этнолингвистическая классификация народов мира.
4. Антропологическая классификация народов мира.
5.Хозяйственно-культурная классификация народов мира.
Темы докладов и рефератов:
1. расселение этноса с этнически окрашенной инфраструктурой,
2. хозяйственно-производственная сфера,
3. социальная стратификация, социальные институты.
Темы эссе:
1. характер и частота взаимодействий и контактов представителей этноса,
2. особенности культуры (как результата и процесса экономического, интеллектуального, эстетического производства),
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Формирование и развитие языка.
2. Языковые универсалии как показатель общности человеческого мышления.
3. Этапы процесса расообразования.
4. Ландшафт и культура: взаимодействие и преобразование.
5. Особенности природопользования в традиционной и индустриальной культуре.
Литература:
Основная:
1. Алексеев В.П. География человеческих рас. М., 1974.
2. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. Л., 1974.
Дополнительная:
1. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М., 1963.
2. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М.: Высшая школа, 1978.
3. Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985.
ПЛАН