СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Историко-филологический факультет
Кафедра истории
Методические рекомендации по проведению семинарских занятий
по дисциплине «Общая этнография»
для студентов за спеціальності 6.020302 Педагогіка і методика середньої освіти. Історія.
Напряму підготовки 0203 «Гуманітарні науки. Історія».
Кваліфікація: вчитель історії в основної школи.
Симферополь, 2011 г.
ПЛАН
СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1
По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: Этнология как наука
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Этнология в системе социогуманитарных наук.
2. Изменение представлений об объекте и предмете исследований.
3. Виды источников в этнологии.
4. Методы сбора материалов и исследований в этнологии.
5. На материалах этнографической монографии (любой) рассмотреть источники и методы исследования, использованные в работе.
Темы докладов и рефератов:
1. Способы проверки степени достоверности материалов полевых опросов.
2. Методика составления вопросников и анкет для полевых исследований.
3. Генеалогические данные как источник для изучения этнической истории.
4. Роль вещественных источников в этнологических исследованиях.
Темы эссе:
Определить тип и вид различных источников, к примеру:
- выписки из метрических книг XIX в.,
- выписки из брачных обысков XIX в.,
- выписки из книг похозяйственного учета населения XX в.,
- данные материалов переписи 2002 г.,
- экспедиционные фотографии с изображениями элементов материальной культуры,
- аудиозаписи беседы с информантом.
Дать характеристику информационным возможностям представленных источников, определить, в исследовании каких проблем эти источники могут быть применены.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. На материалах этнографической монографии (любой) рассмотреть источники и методы исследования, использованные в работе.
Литература:
Основная:
1. Громов Г. Методика этнографических исследований. М., 1966.
2. Итс Р.Ф. Ведение в этнографию. Л., 1974.
Дополнительная:
3. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.
4. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.
5. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988.
ПЛАН
СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2
По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: Теория этноса. Этногенез. Этнические и этносоциальные процессы
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Формы идентичности, этапы их становления.
2. Факторы трансформации идентичности.
3. Значение этничности в идентификации человека.
4. Факторы этнической истории.
Темы докладов и рефератов:
1. В рамках системно-статистического подхода дать характеристику основных компонентов этноса:
2. этнос как популяция,
Темы эссе:
3. характер и частота взаимодействий и контактов представителей этноса,
4. особенности культуры (как результата и процесса экономического, интеллектуального, эстетического производства),
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. проявление и формы использования этнического языка,
2. формы и нормы стереотипов поведения (быта),
3. проявление и закрепление этнической идентичности,
4. психологические особенности, модели жизнедеятельности.
Литература:
Основная:
1. Громов Г. Методика этнографических исследований. М., 1966.
2. Итс Р.Ф. Ведение в этнографию. Л., 1974.
3. Дополнительная:
4. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 2003.
5. Садохин А.П. Этнология. М., 2000.
6. Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988.
ПЛАН