Книга в системе понятий «контекст», «текст», «произведение»
Единство семантической информации и осознанного отношения человека к ней назовём «контекстом». Контекст - это диалектическое единство социальной информации, а также отношение; субъекта к данной информации, ее содержанию и форме.
Способ существования «контекста» есть процесс его движения в «сознании», возникновение, смена форм контекста и выражение их в познании (действительное сознание), отражение и дальнейшее развитие в культуре (действительное познание). Можно рассматривать «культуру» как семиотическую систему, понимать ее как актуализированный «контекст».
«Контекст» получает свое дальнейшее развитие в способе коммуникации «культура либо средствами материального производства, либо средствами семиотической системы «язык» (духовная культура). В последнем случае процесс есть выражение контекста средствами семиотической системы «язык», а промежуточный результат - семиотическая информация, такая форма ее как «контекст», актуализированный средствами «языка».
Поскольку «язык» - знаковая система любой материальной природы, то и в материальной и духовной культуре выражение контекста возможно только материальными средствами. В материальной культуре - это средства материального производства, а в духовной - знаковые системы любой материальной природы.
Преходящий промежуточный результат выражения контекста есть «текст». Текстом вообще следует называть любой материальный способ выражения «контекста». Процесс движения «контекста» в «культуре» - это процесс его дальнейшего развития, выражения различными «текстами».
Диалектическое единство «контекста» и выражающего его «текста» следует квалифицировать как «произведение». Процесс движения и развития «произведения» в обществе нужно определять как способ коммуникации «культура». В этом смысле «культура» есть способ существования и движения «произведения» в обществе. В «произведении» обе составляющие («контекст» и «текст») существуют только в диалектическом единстве.
Индивидуальное сознание не существует вне сознания общественного. Поэтому если общей формой существования «контекста» является «культура», то на уровне индивида это отношение к окружающему миру: природе, ее процессам и явлениям, к общественной жизни, к науке, литературе, искусству, музыке и т.д. - к социальной. Степень развития индивидуального сознания определяет общественную ценность личности.
На уровне общественного сознания «произведением» будет сама «культура», литература, музыка, изобразительное искусство, а на уровне индивидуального контекста - авторское произведение.
Содержание духовной культуры правомерно определить как диалектическое единство форм общественного сознания и семиотических систем их выражения. Вне единства ни то, ни другое существовать не могут, в чем проявляется тезис К. Маркса о неразрывности мышления и языка.
Исторически сложились и существуют в обществе три основные системы «язык»: естественный язык, язык музыки, язык изобразительного искусства. Процесс их исторического развития может быть представлен следующим образом:
Естественный язык:
устная речь (звуковой язык)
- устная речь и письменность (письменная речь) -
устная речь, письменность и книгопечатание
Язык музыки:
живое исполнение -
живое исполнение и нотная запись
живое исполнение, нотная запись и книгопечатание
Язык изобразительного искусства:
изображение
изображение и копирование (оригинал и копия) -
изображение, копирование (оригинал-копия) и книгопечатание
В ходе исторического развития естественный язык, язык музыки, язык изобразительного искусства дают такие социальные коммуникационные системы, как фольклор - музыкальный фольклор - словесность - нотная музыка - изобразительное искусство - «литература» - «музыкальная культура» - «художественная культура».
На уровне наиболее общих форм «произведения» в духовной культуре литература, музыка, изобразительное искусство будут формами способа существования «произведения». Сходство и различие книговедения и смежных с ним дисциплин лежит именно здесь - в границах единой системной науки о культуре.
Индивид (автор), выражая свое отношение к социальной информации, организует его средствами той или иной знаковой системы. И с этой точки зрения процесс движения «контекста» в «культуре» предстанет в качестве способа организации его в содержание произведения и выражения содержания произведения текстом.
Единство и противоречие содержательной (семантической) и знаковой (семиотической) составляющих процесса движения контекста объясняют возможность существования нескольких произведений на одну и ту же тему и в то же время - разнообразие и единство форм выражения контекста произведения и восприятия его отдельными индивидами.
Контекст произведения есть единство индивидуального авторского контекста и контекстов членов общества, в сознании которых произведение нашло свое отражение. Отсюда социальный, классовый характер контекста. Социальная, классовая природа книги в классовом обществе обнаруживается на этих уровнях развития коммуникационного процесса «сознание».
Литература (а также музыка, изобразительное искусство) есть способ социальной коммуникации. Произведение письменности всегда конкретно и существует только в форме литературного, музыкального или изобразительного произведения. Содержание социальной информации, организованное в контексте литературы, отражаясь в сознании автора (в его творчестве), предопределяет контекст нового произведения, его место в контексте литературы. Процесс развития литературы - это развитие системы ее контекста, подвижной и изменчивой. Текст литературного произведения - все реализованные структурные, содержательные и языково-стилистические элементы данного произведения. Изменение контекста литературы происходит не только с появлением каждого нового произведения, но с изменением отношения общества к уже существующим, т.е. в процессе отражения их общественным сознанием.
Процессы отражения контекста и текста литературного, музыкального, изобразительного произведения не ограничиваются копированием текста произведения. Движение социальной информации в «сознании» - процесс развития, последовательная смена форм ее существования. Начинается он с отражения сознанием содержания социальной информации (семантическая информация) и протекает через «контекст», форму его выражения «текст» (материально-предметная и семиотическая информация), «произведение», через формы его существования в таких коммуникационных системах, как «словесность», «музыка», «изобразительное искусство», далее - через формы существования «произведения» в «литературе», «музыкальной и художественной культуре» к формам существования его в национальной духовной культуре, а через них - и к формам существования в интернациональной культуре. При этом каждая последующая промежуточная форма развития социальной информации не отрицает предшествующей, а, напротив, включает ее в себя «в снятом виде», т.е. реализует ее возможности.
Все последовательно рассмотренные логические этапы движения социальной информации и переходов одной ее формы в другую можно назвать докнижными. Книги пока нет, но есть возможность ее возникновения.
Возникнув в сфере духовной культуры и будучи уже в этот момент овеществлено, материализовано текстом, произведение объективно существует как единство содержания (контекст) и материальной формы его выражения (текст). Именно это единство на следующем этапе развития коммуникационного процесса «сознание» отражается, организуется в новую форму существования и движения в общественном сознании.
Диалектическое единство контекста и текста литературного, музыкального, изобразительного произведения выражается средствами письма (в том числе нотной записи и изобразительного искусства), а затем фиксируется средствами социальной коммуникационной системы «письменность» и таких ее подсистем, как книжное дело, пресса, радио, кино, телевидение, превращаясь в документ письменности.