Материальная культура
ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИША. Преобладающим типом сельских поселений украинцев конца XIX — начала XX в. были многодворные села, в более раннее время широко были распространены дворища, или хутора,—поселения в 3-7 дворов, существовали также посады, представляющие собой переходный вид от села к городу, и другие типы. Лля сед были характерны разные виды застройки: уличная, радиальная, рядовая, в Карпатах—архаичная свободная, в южных районах круговая — оборонительного характера.
На территории Украины выделяются несколько типов жи-лищно-хозяйственных комплексов,—северноукраинскиИ, когда жилые постройки, примыкая друг к другу, образуют замкнутый четырехугольный двор (последний на Украине всегда имеет открытый характер); близок к нему тип эападноукраинского комплекса; для центральноукраинского характерно параллельное расположение жилой и хозяйственных построек с незамкнутым двором между ними; южноукраинский тоже имел двухрядную застройку, но часть хозяйственных помещений примыкала к жилому, составляя с ним единое целое. Каждый тип имел свои варианты. Двор окружался оградой—из стволов деревьев, жердей, досок, плетневой, в южных районах—из камня или глины.
Жилищно-хозяйственный комплекс находился несколько в стороне от улицы, рядом располагались сад и огород. Жилище (хата) ставилось либо вдоль улицы, либо перпендикулярно к ней. Хозяйственные строения были очень разнообразны—хлев, конюшня, кошница для хранения кукурузы в початках, возивня, где содержались транспортные средства и т. д., поодаль от них ставилась камора, где хранились зерно, одежда, утварь.
Основным материалом для строительства было дерево, хотя срубная техника из-за нехватки леса была распространена только в Полесье и Карпатах, в других районах преобладала каркасная и бескаркасная техника, когда стены возводились из глины, камыша, плетня, соломы, иногда камня.
Жилище ставилось либо прямо на землю, либо на стояны— вертикальные обрезки бревен высотой до 1 м, на юго-западе делался каменный или кирпичный фундамент. Пол преобладал глинобитный, потолок опирался на матицу и делался из раз-ных материалов. Крыша была четырехскатной, реже двухскатной. В Карпатах и Полесье она крылась деревом — плахами или дранкой, на юге Украины камышом и черепицей, в остальных районах — соломой, связанной снопиками. Лля жилища большинства районов Украины характерна обмазка и побелка стен снаружи и внутри, побелка нередко расписывалась.
Жилая постройка была двух- или трехчастной (хата, сени, камора), в начале XX в. камору стали превращать в жилое помещение, сооружая в нем печь. Внутренняя планировка хаты относится к так называемому украинско-белорусскому (западнорусскому) типу. Духовая печь ставилась в углу при входе, устьем к продольной стене с окнами. Типы печей были разными: одни, самые примитивные, топились по-черному, другие имели трубную конструкцию, сущестовала и переходная форма— в виде печи с патрубком (комином) над сводом. Дополнялась духовая печь другими обогревательными сооружениями — трубками, лежанками.
По диагонали от печи располагался красный угол с иконами, украшенный вышитыми полотенцами, здесь стоял стол и переносная скамеечка. Вдоль стен шли лавки, а также полки и шкафчики, где хранились продукты и утварь, у тыльной стены устраивался деревянный помост для спанья. Освещалось жилище лучиной с дымоходом над ней или жирником. Характерной чертой украинского жилища является красочность его убранства—роспись стен, вышитые полотенца, выставленная декоративная керамика, разноцветные ковры-налавники, в Карпатах—декорированные изразцы печей.
ТРАДИЦИОННАЯ УКРАИНСКАЯ ОДЕЖДА изготавливалась из тех же материалов, что и одежда других восточнославянских народов — конопли, льна, а также шерсти, кож и шкур, коры деревьев. Как мужская так и женская одежда, в том числе верхняя, часто богато украшалась, особенно вышивкой, преобладали растительные и геометрические узоры преимущественно красного, а также синего и черного цветов.
Мужской костюм состоял из вышитой сорочки с прямым разрезом на груди, она могла быть туникообразной, с Полинами или на кокетке. Сорочка заправлялась в широкие шаровары, которые к концу XIX в. стали шить более узкими. На нее иногда надевали короткую безрукавку—кептар. Обычной верхней одеждой была суконная свита, прямоспинная или отрезная по талии со сборками внизу, либо близкий к ней по покрою зимний овчинный кожух и летний матерчатый жупан. На свиту или кожух в непогоду или холод надевали кирею — одежду из грубого сукна типа халата с капюшоном. Были и другие виды прямоспинной верхней одежды—бруслук, лейбик, катанка и присборенной у отрезной талии, например, опанча в Подолии и Галиции, которая имела капюшон. Одежда обязательно подпоясывалась матерчатым или кожаным поясом. Зимним головным убором была обычно овчинная шапка, летним соломенная шляпа—брыль. Волосы мужчины подрезали «под горшок», старики носили бороды, молодые парни и мужчины брились, оставляя усы.
Женская одежда была более разнообразна^ чем мужская. Сорочка делалась либо с цельнокроенным рукавом, либо с пришитыми поликами. Поясная одежда была нескольких видов: запаска—из двух несшитых кусков, ткани, дерга—из одного или нескольких сшитых полотнищ, плахта—праздничная одежда из двух сшитых до половины кусков клетчатой ткани, они дополнялись фартуком. Поверх сорочки надевалась корсетка — безрукавка.
Верхняя одежда во многом была схожа с мужской: свита—из сукна с клиньями или сборками, близкая к ней юпка—из легких материалов, ее разновидностью был так называемый «халат». Женский кожух был аналогичен мужскому, если его покрывали сверху тканью, то такая одежда называлась кожушанка. Головным девичьим убором .могла быть лента, летом—венок из живых цветов, платок, который носился по-разному. Женщины на голову надевали очипок в виде чепца, а поверх него платок, либо полотенчатые уборы—намитку, серпанок, нафраму. Волосы девушки заплетали в одну или две косы, а женщины скручивали в жгуты, которые укладывали на голове и закрывали головным убором. Многочисленны были девичьи и женские украшения: ленты, серьги, косники, намисто—ожерелье из монет и т. п.
Распространенной обувью были кожаные постолы типа русских поршней, черевики—-разновидность туфель, зимой, а летом в качестве праздничной обуви носили сапоги, в том числе так называемые чернобривцы—с цветными голенищами. Известны были и лапти, они отличались прямым плетением, которое начиналось с пятки, мелким носком и невысокими бортами.
Значительны были локальные различия в одежде украинцев, в частности в Подолии, Буковине, Закарпатье. Очень ярко, особенно своими архаичными чертами, они проявлялись в По-песье — сорочка с ткаными, красного цвета по ликами, ее носили поверх штанов, войлочные головные уборы у мужчин, своеобразная женская поясная одежда—литник со вставкой впереди из другой ткани, она называлась притычкой, и юбка-андарак, а в Карпатах—туникообразная сорочка с разрезом на спине или на плече, богато украшенная вышивкой меховая безрукавка— кептар, гугля—плащевидная накидка из шерстяной ворсистой ткани, и ряд других.
ПИША. Главное место в питании украинцев занимали мучные изделия и в первую очередь хлеб из кислого теста, с преобладанием ржаного—на севере Украины и пшеничного—на юге. В Карпатах выпекали также ячменный и овсяный хлеб, иногда с добавлением тертого картофеля. Известно было много других мучных изделий, иногда из пресного теста, с начинкой и без нее: перепички—маленькие хлебцы с солью, млынцы—блины из кислого теста, коржи — тонкие лепешки, которые ели с маком и медом, галушки и вареники — кусочки теста, в том числе и с начинкой, которые варили в воде, и др. Хлебными были многие из обрядовых блюд— свадебный каравай, новогодний карачун— большой круглый хлеб, «жаворонки» из пресного теста, выпекавшиеся в день прилета птиц, кутья из пшеничных или ячменных зерен в Сочельник и многие другие.
Из первых блюд самым распространенным был борщ, включавший в себя до 20 компонентов, известны были и другие виды супов: капустняк—из квашеной капусты и пшена, юшка—с картофелем, луком и другими приправами, в Карпатах суп делался из овсяной муки, холодные супы—весенний «зеленый» борщ со щавелем, крапивой, лебедой, холодники и т.д. Вторым блюдом были обычно каши—пшенная, ячменная, овсяная, гречневая, кулеш—жидкая пшенная со свиным салом, из муки— саломата, затирка, толокно, из муки варили также кисель, его ели с медовой сытой и молоком. Значительное место в питании, особенно жителей Полесья, занимал картофель, а также овощи (сырые, вареные, соленые, маринованные) — капуста, свекла, чеснок, лук, огурцы, употреблялись в пищу горох, фасоль, мак, красный перец.
Мясо ели нечасто, обычно это была свинина и баранина, реже говядина. Мясо жарили, тушили и варили, чаще используя как приправу. Практиковалась заготовка мясных продуктов впрок—изготовление колбас, копчение окороков, засолка сала. Широко употреблялись в пищу молочные блюда—молоко (коровье, овечье и козье) в свежем и сквашенном виде, творог, сметана, масло, в горных и степных районах — брынза. Больше, нежели коровье, употреблялись растительные масла (конопляное, льняное, подсолнечное, маковое), а также животные жиры (свиной, в том числе в виде шкварок, бараний, говяжий). Шло в пищу мясо птицы и яйцо, по преимуществу, куриное.
В рацион питания входили фрукты—яблоки, груши, сливы, вишня, черешня, а также виноград, бахчевые—арбузы и дыни, дикорастущие—орехи, грибы, ягоды, травы. Из напитков были распространены квас, хлебный и фруктовый, узвар—из запаренных и залитых водой сушеных фруктов, древесные соки, наиболее употребительными алкогольными напитками были ячменное пиво, горилка—водка с перцем, на юге Украины и в Карпатах—-виноградные вина.
Община исемья
ОБЩИННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. В той части украинских земель, которые входили в состав Великого княжества Литовского, а затем речи Посполитой, община исчезает уже в XVI— первой половине XVII в. в результате проведения в 1557г. аграрной реформы «Устава на волоки», по которой каждый крестьянин мог получить надел (волоку). Он прикреплялся к земле, фактически превращаясь в крепостного, должен был отбывать барщину («гвалты» и «толоки») и выплачивать денежную ренту. Таким образом, феодалу противостоял не общинный коллектив, а отдельная семья. На начало XX в. в целом по Украине в общине состояло примерно 45% крестьянских дворов, преимущественно общинные формы землевладения были распространены в восточных, отчасти северных районах. На севере существовала еще одна форма сельскохозяйственного объединения— сябринная. В основе ее лежала общность пользования землей несколькими семьями, каждая из которых, тем не менее, считалась собственником своего земельного пая. Сябринная форма довольно быстро уступила место подворному землевладению.
Община называлась громадой (до середины XIX в. — копа), в нее входили жители одного, иногда двух сел, но бывали ситуации, когда в селе было две-три общины. Общинная земля делилась согласно нормам обычного права по душам или по дворам, полученную землю можно было закладывать, сдавать в аренду, обменивать, но без права отчуждения ее от общины и до следующего передела. Распределялись также сенокосы,, а пастбищами пользовались сообща. Общинный лес шел, как правило, на общественные нужды: строительство церквей, школ, мостов, отопление общественных зданий. Также по душам или по дворам раскладывались государственные, а до 1861 г. и помещичьи повинности.
Распорядительные функции в общине возлагались на сельский сход— собрание представителей от всех хозяйств (это могли быть главы семей или их жены, или совершеннолетние сыновья), а исполнительные—на старосту, которого на сходе и выбирали. Как и в русской общине, выбирались также десятские, сотские и другие административные чины. Существовали сельские суды, действовавшие на основе «копного», т. е. обычного, права. Свои функции они осуществляли во время сходов. Эти суды решали вопросы,связанные с земельными спорами, выполнением повинностей, такими проступками членов общины, как потрава, воровство, драка и т. п. Регулирующая роль общины у украинцев была меньшей, чем у русских.
Общинные традиции украинцев проявлялись в организации взаимопомощи («талака») в производственной сфере и в разных формах коллективного труда—обработка тяжёлых почв, сбор урожая, вырубка леса, строительство жилища. Например, для совместного производства сельскохозяйственных работ несколько семей объединяли свой инвентарь и тягловый скот, такой коллектив назывался «супряга», или 5-7 домохозяйств нанимали механическую молотилку в совместное пользование и т.д.
Значительную роль в общественной жизни играли молодежные объединения (иногда раздельные—девушек и парней). Они собирались для совместных развлечений, которые зимой сочетались с работами—прядением, шитьем, изготовлением постол. В холодное время для таких сборищ снималась хата, там устраивались угощения с танцами. В украинских объединениях молодежи были правила приема и исключения, общая касса, свой лидер — атаман.
УКРАИНСКАЯ СЕМЬЯ. В конце XIX—начале ХХ.вц большие патриархальные семьи на Украине сохранялись в основном
в Полесье и горных районах Закарпатья. Общее количество их составляло примерно 16%. В промышленно развитых районах преобладающей формой семьи была малая. Быстрый по сравнению с русскими и белорусами распад больших семей у украинцев объясняется довольно ранним развитием товарно-денежных отношений и поздним формированием крепостной зависимости. Существовало два типа большой семьи—отцовская и братская, в первой главой был отец, во второй—брат, обычно старший, немалая роль принадлежала и жене главы семьи. Власть его нередко носила деспотический характер, он распоряжался всем имуществом семьи и судьбой ее членов.
Распад большой семьи начался с роста экономической самостоятельности малых, из которых она состояла: у них появились собственные денежные средства, земельные наделы, сель-хозинвеитарь, скот, затем малые семьи обособлялись в питании и проживании в отдельном жилище. После смерти главы большая семья делилась на ряд малых, численностью 5-6 человек. Лля малой семьи было характерно большее равноправие ее членов, в том числе женщин.
В семье наследовали имущество сыновья, при вступлении в брак они получали обычно примерно равные доли, большая доставалась младшему сыну. Он и после вступления в брак продолжал жить с родителями и содержал их до смерти, за что наследовал жилище и хозяйственные постройки. Женщина, уходя из семьи, могла забрать только приданое—«материзну». Существовал институт примачества (хотя и не столь широко, как в России), когда либо муж приходил в семью жены, не имея возможности обзавестись собственным хозяйством, либо примака брали для младшей дочери, если в семье не было сыновей.