Материальная культура

ПОСЕЛЕНИЯ И ЖИЛИША. Преобладающим типом сель­ских поселений украинцев конца XIX — начала XX в. были многодворные села, в более раннее время широко были распро­странены дворища, или хутора,—поселения в 3-7 дворов, су­ществовали также посады, представляющие собой переходный вид от села к городу, и другие типы. Лля сед были харак­терны разные виды застройки: уличная, радиальная, рядовая, в Карпатах—архаичная свободная, в южных районах круго­вая — оборонительного характера.

На территории Украины выделяются несколько типов жи-лищно-хозяйственных комплексов,—северноукраинскиИ, когда жилые постройки, примыкая друг к другу, образуют замкну­тый четырехугольный двор (последний на Украине всегда име­ет открытый характер); близок к нему тип эападноукраинского комплекса; для центральноукраинского характерно параллель­ное расположение жилой и хозяйственных построек с незамкну­тым двором между ними; южноукраинский тоже имел двухряд­ную застройку, но часть хозяйственных помещений примыкала к жилому, составляя с ним единое целое. Каждый тип имел свои варианты. Двор окружался оградой—из стволов дере­вьев, жердей, досок, плетневой, в южных районах—из камня или глины.

Жилищно-хозяйственный комплекс находился несколько в стороне от улицы, рядом располагались сад и огород. Жили­ще (хата) ставилось либо вдоль улицы, либо перпендикулярно к ней. Хозяйственные строения были очень разнообразны—хлев, конюшня, кошница для хранения кукурузы в початках, возивня, где содержались транспортные средства и т. д., поодаль от них ставилась камора, где хранились зерно, одежда, утварь.

Основным материалом для строительства было дерево, хо­тя срубная техника из-за нехватки леса была распространена только в Полесье и Карпатах, в других районах преобладала каркасная и бескаркасная техника, когда стены возводились из глины, камыша, плетня, соломы, иногда камня.

Жилище ставилось либо прямо на землю, либо на стояны— вертикальные обрезки бревен высотой до 1 м, на юго-западе де­лался каменный или кирпичный фундамент. Пол преобладал глинобитный, потолок опирался на матицу и делался из раз-ных материалов. Крыша была четырехскатной, реже двухскат­ной. В Карпатах и Полесье она крылась деревом — плахами или дранкой, на юге Украины камышом и черепицей, в остальных районах — соломой, связанной снопиками. Лля жилища боль­шинства районов Украины характерна обмазка и побелка стен снаружи и внутри, побелка нередко расписывалась.

Жилая постройка была двух- или трехчастной (хата, сени, камора), в начале XX в. камору стали превращать в жилое по­мещение, сооружая в нем печь. Внутренняя планировка хаты относится к так называемому украинско-белорусскому (запад­норусскому) типу. Духовая печь ставилась в углу при входе, устьем к продольной стене с окнами. Типы печей были раз­ными: одни, самые примитивные, топились по-черному, другие имели трубную конструкцию, сущестовала и переходная фор­ма— в виде печи с патрубком (комином) над сводом. Дополня­лась духовая печь другими обогревательными сооружениями — трубками, лежанками.

По диагонали от печи располагался красный угол с икона­ми, украшенный вышитыми полотенцами, здесь стоял стол и пе­реносная скамеечка. Вдоль стен шли лавки, а также полки и шкафчики, где хранились продукты и утварь, у тыльной стены устраивался деревянный помост для спанья. Освещалось жили­ще лучиной с дымоходом над ней или жирником. Характерной чертой украинского жилища является красочность его убран­ства—роспись стен, вышитые полотенца, выставленная деко­ративная керамика, разноцветные ковры-налавники, в Карпа­тах—декорированные изразцы печей.

ТРАДИЦИОННАЯ УКРАИНСКАЯ ОДЕЖДА изготавли­валась из тех же материалов, что и одежда других восточносла­вянских народов — конопли, льна, а также шерсти, кож и шкур, коры деревьев. Как мужская так и женская одежда, в том числе верхняя, часто богато украшалась, особенно вышивкой, преоб­ладали растительные и геометрические узоры преимуществен­но красного, а также синего и черного цветов.

Мужской костюм состоял из вышитой сорочки с прямым раз­резом на груди, она могла быть туникообразной, с Полинами или на кокетке. Сорочка заправлялась в широкие шаровары, которые к концу XIX в. стали шить более узкими. На нее ино­гда надевали короткую безрукавку—кептар. Обычной верхней одеждой была суконная свита, прямоспинная или отрезная по талии со сборками внизу, либо близкий к ней по покрою зимний овчинный кожух и летний матерчатый жупан. На свиту или кожух в непогоду или холод надевали кирею — одежду из грубого сукна типа халата с капюшоном. Были и другие ви­ды прямоспинной верхней одежды—бруслук, лейбик, катанка и присборенной у отрезной талии, например, опанча в Подолии и Галиции, которая имела капюшон. Одежда обязательно подпо­ясывалась матерчатым или кожаным поясом. Зимним головным убором была обычно овчинная шапка, летним соломенная шля­па—брыль. Волосы мужчины подрезали «под горшок», стари­ки носили бороды, молодые парни и мужчины брились, оста­вляя усы.

Женская одежда была более разнообразна^ чем мужская. Со­рочка делалась либо с цельнокроенным рукавом, либо с при­шитыми поликами. Поясная одежда была нескольких видов: запаска—из двух несшитых кусков, ткани, дерга—из одного или нескольких сшитых полотнищ, плахта—праздничная оде­жда из двух сшитых до половины кусков клетчатой ткани, они дополнялись фартуком. Поверх сорочки надевалась корсетка — безрукавка.

Верхняя одежда во многом была схожа с мужской: свита—из сукна с клиньями или сборками, близкая к ней юпка—из легких материалов, ее разновидностью был так называемый «халат». Женский кожух был аналогичен мужскому, если его покрывали сверху тканью, то такая одежда называлась кожушанка. Голов­ным девичьим убором .могла быть лента, летом—венок из жи­вых цветов, платок, который носился по-разному. Женщины на голову надевали очипок в виде чепца, а поверх него платок, ли­бо полотенчатые уборы—намитку, серпанок, нафраму. Волосы девушки заплетали в одну или две косы, а женщины скручивали в жгуты, которые укладывали на голове и закрывали головным убором. Многочисленны были девичьи и женские украшения: ленты, серьги, косники, намисто—ожерелье из монет и т. п.

Распространенной обувью были кожаные постолы типа рус­ских поршней, черевики—-разновидность туфель, зимой, а ле­том в качестве праздничной обуви носили сапоги, в том числе так называемые чернобривцы—с цветными голенищами. Из­вестны были и лапти, они отличались прямым плетением, кото­рое начиналось с пятки, мелким носком и невысокими бортами.

Значительны были локальные различия в одежде украинцев, в частности в Подолии, Буковине, Закарпатье. Очень ярко, особенно своими архаичными чертами, они проявлялись в По-песье — сорочка с ткаными, красного цвета по ликами, ее носи­ли поверх штанов, войлочные головные уборы у мужчин, свое­образная женская поясная одежда—литник со вставкой впере­ди из другой ткани, она называлась притычкой, и юбка-андарак, а в Карпатах—туникообразная сорочка с разрезом на спине или на плече, богато украшенная вышивкой меховая безрукав­ка— кептар, гугля—плащевидная накидка из шерстяной ворси­стой ткани, и ряд других.

ПИША. Главное место в питании украинцев занимали муч­ные изделия и в первую очередь хлеб из кислого теста, с преоб­ладанием ржаного—на севере Украины и пшеничного—на юге. В Карпатах выпекали также ячменный и овсяный хлеб, иногда с добавлением тертого картофеля. Известно было много других мучных изделий, иногда из пресного теста, с начинкой и без нее: перепички—маленькие хлебцы с солью, млынцы—блины из кислого теста, коржи — тонкие лепешки, которые ели с маком и медом, галушки и вареники — кусочки теста, в том числе и с начинкой, которые варили в воде, и др. Хлебными были мно­гие из обрядовых блюд— свадебный каравай, новогодний кара­чун— большой круглый хлеб, «жаворонки» из пресного теста, выпекавшиеся в день прилета птиц, кутья из пшеничных или яч­менных зерен в Сочельник и многие другие.

Из первых блюд самым распространенным был борщ, вклю­чавший в себя до 20 компонентов, известны были и другие ви­ды супов: капустняк—из квашеной капусты и пшена, юшка—с картофелем, луком и другими приправами, в Карпатах суп де­лался из овсяной муки, холодные супы—весенний «зеленый» борщ со щавелем, крапивой, лебедой, холодники и т.д. Вто­рым блюдом были обычно каши—пшенная, ячменная, овсяная, гречневая, кулеш—жидкая пшенная со свиным салом, из му­ки— саломата, затирка, толокно, из муки варили также кисель, его ели с медовой сытой и молоком. Значительное место в пи­тании, особенно жителей Полесья, занимал картофель, а так­же овощи (сырые, вареные, соленые, маринованные) — капуста, свекла, чеснок, лук, огурцы, употреблялись в пищу горох, фа­соль, мак, красный перец.

Мясо ели нечасто, обычно это была свинина и баранина, ре­же говядина. Мясо жарили, тушили и варили, чаще исполь­зуя как приправу. Практиковалась заготовка мясных продуктов впрок—изготовление колбас, копчение окороков, засолка сала. Широко употреблялись в пищу молочные блюда—молоко (коровье, овечье и козье) в свежем и сквашенном виде, творог, сме­тана, масло, в горных и степных районах — брынза. Больше, нежели коровье, употреблялись растительные масла (конопля­ное, льняное, подсолнечное, маковое), а также животные жиры (свиной, в том числе в виде шкварок, бараний, говяжий). Шло в пищу мясо птицы и яйцо, по преимуществу, куриное.

В рацион питания входили фрукты—яблоки, груши, сливы, вишня, черешня, а также виноград, бахчевые—арбузы и ды­ни, дикорастущие—орехи, грибы, ягоды, травы. Из напитков были распространены квас, хлебный и фруктовый, узвар—из запаренных и залитых водой сушеных фруктов, древесные со­ки, наиболее употребительными алкогольными напитками были ячменное пиво, горилка—водка с перцем, на юге Украины и в Карпатах—-виноградные вина.

Община исемья

ОБЩИННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. В той части украинских зе­мель, которые входили в состав Великого княжества Литовско­го, а затем речи Посполитой, община исчезает уже в XVI— первой половине XVII в. в результате проведения в 1557г. аграрной реформы «Устава на волоки», по которой каждый кре­стьянин мог получить надел (волоку). Он прикреплялся к земле, фактически превращаясь в крепостного, должен был отбывать барщину («гвалты» и «толоки») и выплачивать денежную рен­ту. Таким образом, феодалу противостоял не общинный коллек­тив, а отдельная семья. На начало XX в. в целом по Украине в общине состояло примерно 45% крестьянских дворов, преиму­щественно общинные формы землевладения были распростра­нены в восточных, отчасти северных районах. На севере су­ществовала еще одна форма сельскохозяйственного объедине­ния— сябринная. В основе ее лежала общность пользования землей несколькими семьями, каждая из которых, тем не ме­нее, считалась собственником своего земельного пая. Сябрин­ная форма довольно быстро уступила место подворному земле­владению.

Община называлась громадой (до середины XIX в. — копа), в нее входили жители одного, иногда двух сел, но бывали ситуации, когда в селе было две-три общины. Общинная земля дели­лась согласно нормам обычного права по душам или по дворам, полученную землю можно было закладывать, сдавать в аренду, обменивать, но без права отчуждения ее от общины и до сле­дующего передела. Распределялись также сенокосы,, а пастби­щами пользовались сообща. Общинный лес шел, как правило, на общественные нужды: строительство церквей, школ, мостов, отопление общественных зданий. Также по душам или по дво­рам раскладывались государственные, а до 1861 г. и помещичьи повинности.

Распорядительные функции в общине возлагались на сель­ский сход— собрание представителей от всех хозяйств (это мо­гли быть главы семей или их жены, или совершеннолетние сыно­вья), а исполнительные—на старосту, которого на сходе и вы­бирали. Как и в русской общине, выбирались также десятские, сотские и другие административные чины. Существовали сель­ские суды, действовавшие на основе «копного», т. е. обычного, права. Свои функции они осуществляли во время сходов. Эти суды решали вопросы,связанные с земельными спорами, выпол­нением повинностей, такими проступками членов общины, как потрава, воровство, драка и т. п. Регулирующая роль общины у украинцев была меньшей, чем у русских.

Общинные традиции украинцев проявлялись в организации взаимопомощи («талака») в производственной сфере и в раз­ных формах коллективного труда—обработка тяжёлых почв, сбор урожая, вырубка леса, строительство жилища. Например, для совместного производства сельскохозяйственных работ не­сколько семей объединяли свой инвентарь и тягловый скот, та­кой коллектив назывался «супряга», или 5-7 домохозяйств на­нимали механическую молотилку в совместное пользование и т.д.

Значительную роль в общественной жизни играли молодеж­ные объединения (иногда раздельные—девушек и парней). Они собирались для совместных развлечений, которые зимой соче­тались с работами—прядением, шитьем, изготовлением постол. В холодное время для таких сборищ снималась хата, там устра­ивались угощения с танцами. В украинских объединениях мо­лодежи были правила приема и исключения, общая касса, свой лидер — атаман.

УКРАИНСКАЯ СЕМЬЯ. В конце XIX—начале ХХ.вц боль­шие патриархальные семьи на Украине сохранялись в основном


в Полесье и горных районах Закарпатья. Общее количество их составляло примерно 16%. В промышленно развитых районах преобладающей формой семьи была малая. Быстрый по сравне­нию с русскими и белорусами распад больших семей у украин­цев объясняется довольно ранним развитием товарно-денежных отношений и поздним формированием крепостной зависимости. Существовало два типа большой семьи—отцовская и братская, в первой главой был отец, во второй—брат, обычно старший, немалая роль принадлежала и жене главы семьи. Власть его нередко носила деспотический характер, он распоряжался всем имуществом семьи и судьбой ее членов.

Распад большой семьи начался с роста экономической само­стоятельности малых, из которых она состояла: у них появи­лись собственные денежные средства, земельные наделы, сель-хозинвеитарь, скот, затем малые семьи обособлялись в питании и проживании в отдельном жилище. После смерти главы боль­шая семья делилась на ряд малых, численностью 5-6 человек. Лля малой семьи было характерно большее равноправие ее чле­нов, в том числе женщин.

В семье наследовали имущество сыновья, при вступлении в брак они получали обычно примерно равные доли, большая до­ставалась младшему сыну. Он и после вступления в брак про­должал жить с родителями и содержал их до смерти, за что на­следовал жилище и хозяйственные постройки. Женщина, уходя из семьи, могла забрать только приданое—«материзну». Су­ществовал институт примачества (хотя и не столь широко, как в России), когда либо муж приходил в семью жены, не имея воз­можности обзавестись собственным хозяйством, либо примака брали для младшей дочери, если в семье не было сыновей.