Детерминизм и индетерминизм

Философия выработала принципиальные положения об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности предметов и процессов реального мира. На основе этих положений сформировались две противоположные позиции – детерминизм и индетерминизм. Детерминизм является выражением этой взаимосвязи и дает ответ на вопрос, существует ли в мире упорядоченность и обусловленность всех явлений, или же мир есть неупорядоченный хаос. Детерминизм утверждает обусловленность одних событий или состояний другими. Причинная обусловленность является частным случаем детерминированности.

 

Детерминизмэто учение об объективной взаимосвязи и о всеобщей обусловленности явлений и событий.

 

Все в мире связано вокруг,

Примеров мы не будем множить,

Цветка ты не затронешь вдруг,

Чтобы звезды не потревожить.

Неизвестный английский поэт XVIII века

 

В философии XVII–XVIII вв. получил развитие механистический детерминизм, который трактует все типы взаимосвязей и взаимодействий как механические и отрицает объективный характер случайности. Согласно этому воззрению, в природе господствует простая, непосредственная необходимость. Например, французский астроном, математик и физик Пьер Лаплас полагал, что если бы мы были осведомлены обо всех явлениях, происходящих в данный момент в природе, если бы было возможно просчитать все силы, действующие в данный момент и выразить в единой формуле закона, то во Вселенной не осталось бы ничего неясного, включая ее прошлое и будущее. Следствием механистического детерминизма является фатализм, утверждающий всеобщую предопределенность явлений и событий. Фактически фатализм сливается с верой в божественное предопределение.

Индетерминизм (отрицание детерминизма)–учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует, или не может быть указана.

 

Проблема ограниченности механистического детерминизма особенно ясно обозначилась в связи с открытиями в квантовой физике. Было установлено, что принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе индетерминизма и агностицизма. Однако, как писал физик М. Борн, «утверждение, что новейшая физика отбросила причинность, целиком необоснованно. Действительно, новая физика отбросила или видоизменила многие традиционные идеи, но она перестала бы быть наукой, если бы прекратила поиски причин явлений». Причинность, таким образом, не изгоняется из науки, просто изменяются представления о ней, следствием чего является трансформация принципа детерминизма.

В философии ХХ столетия, обратившейся к проблемам человеческой свободы, позиции индетерминизма усилились, который трактует волю как автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения.

Диалектическое понимание детерминизма опирается, прежде всего, на понятие «закон». Бытие многообразно, поэтому существует огромное количество форм и типов законов, которым подчиняются изменения в действительности. По степени общности различают законы всеобщие, особенные и специфические. По сферам действия – законы природы, общества и мышления. По механизмам и структурам отношений детерминации – динамические и статистические.

Динамические закономерности характеризуют поведение изолированных, индивидуальных объектов и позволяют установить точно определённую связь между отдельными состояниями предмета. Иначе говоря, динамические закономерности повторяются в каждом отдельном случае и имеют однозначный характер. Таковы законы классической механики.

Статистические (вероятностные) закономерности проявляются в массе событий, имеют форму тенденции. Состояние индивидуального объекта они описывают с определенной долей вероятности. Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов и потому характеризует их поведение в целом. Таковы законы квантовой механики, законы общества и истории.

Благодаря знанию законов человек способен использовать объективные процессы в своих интересах. Люди не могут ни отменить, ни изменить законы, действующие объективно, но могут повлиять на форму их проявления, используя зависимость этой формы от конкретных условий.