VI. МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ

 

Мифическое время как правремя. Оппозиция сакрального и эмпирического времени. Конкретизация характеристик мифического времени [эпоха хаоса, «золотой век»]. Линейная и циклическая модели времени. Образ умирающего и воскресающего бога.

Рождение как идея плодородия. «Космизация» представлений о рождении (Л.А. Седов). Мотивы чудесного рождения и смерти-возрождения. Тождество рождение—смерть. Идеи реинкарнации и метампсихоза. Мифологические символы, сопутствующие рождению [ягода, орехи, дождевая вода, рыба, луна и др.]. Мотив рождения от проглатывания.

Инцест как один из наиболее распространённых сюжетов мифического времени. Инцест сакральный и преступный. Характерные типы инцестного сюжета. Инцестный сюжет в психоаналитической теории 3. Фрейда. Инцест и обычай престолонаследия [В. Я. Пропп]. Амбивалентность инцеста.

Календарь — «система счисления временных промежутков» (Н.В. Брагинская). Понятие эталона временной продолжительности. Культурная и социальная роль календаря. Эсхатологические мотивы календарной аритмии. Замедленность божественного календаря. Семантическая модель оппозиции свет — тьма. Мифологема суточных метаморфоз. Мифологические эры. Мифологема золотого века. Временной антропоморфизм [изоморфность единиц времени и человеческого тела]. Соматический, зооморфный и антропоморфный календари. Этические интерпретации календарных единиц. Звуковой и музыкальный способы передачи сезонных изменений. Календарная символика цвета. Календарные постройки [майское дерево, ёлка и др.] и календарная скульптура [снеговик и др.].

Месяцы — одна из важнейших единиц времени. Месяцы как годовое единство [годовой круг]. Понятие сверхгода. Годовой круг и «пояс животных». Зодиак как средство гармонизации времени. Хранители зодиакальных знаков. Месяцы как часть символических классификационных цепей. «Календарный фатализм» (Р. В. Кинжалов). Мифопоэтическая семантика месяцев. Теофорика месячных имен. Соотношение измерительной и прогностической функций месяцев.

Праздник как наиболее сакральный отрезок времени. Оппозиции праздник — будни и праздник — несчастные дни. Праздник сакральный и мирской. Семантические мотивировки праздника. Классификации праздников [сверхпраздники, годовые, сезонные, суточные, народные, тайные, повторяющиеся, детские и др.]. Праздничные тексты разных традиций. Концептуально-ритуальная схема праздника. «Психотерапевтическая» функция праздничного ритуала (В. Н. Топоров). Структура архаичного единого первопраздника. Понятие homo feriens («человек празднующий»). Элементы праздничной композиции [растительная и гастрономическая символика, игры, песни, эротизм и т. д.].

Карнавал как антропоморфное воплощение календарного праздника проводов зимы. Этимология термина [«колесница-корабль», «мясоед»]. Амбивалентность образа: изобилие, плодородие, обжорство и — старость, зима. Персонификация карнавала в различных культурных традициях. Карнавальная ритуальная практика. Карнавал и особое «смеховое» восприятие [М. М. Бахтин].

Поколения как способ организации времени. Предки— персонажи эпохи первотворения. Мифологема времени в последующих культурах. Философия и образы времени в культуре XX в. [М. Пруст, М. Хайдеггер, X. Л. Борхес и др.].