III. МИФОПОЭТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МИРА

 

Системный и операционный характер мифопоэтической модели мира. Синхронистический и диахронический аспекты. Понятие архетипа.

Архетип как первичная схема образа [К. Г. Юнг]. Юнговская систематика архетипов [тень, анимус, мудрый старик, мать]. Категория «архетип» в позднейшей литературе. Относительное единство и стабильность мифопоэтической модели мира. Тождество микро- и макрокосма. Космологизированность мифопоэтической модели мира. Основные параметры вселенной: пространственно-временные, причинные, этические, количественные, семантические, персонажные. Система бинарных оппозиций. Символика универсальных знаковых комплексов [мировое древо, гора]. Проблема классификаций и классификаторов. Мифопоэтическая модель мира как фундамент последующих логических схем, фигур поэтической образности и т. п.

Наиболее универсальные противопоставления мифопоэтической модели мира: сакральный — профанический; счастье — несчастье [доля — недоля, правда — кривда, прямое — изогнутое]; добро — зло; правый — левый. Понимание добра и зла как нравственных категорий, не связанных с воздействием на человека мифологических сил.

Соотношение оппозиций добро — злои правое — левое. Положительность правого и отрицательность левого. Правое и левое как мужское и женское. Инверсия правого и левого. Цветовая символика правого и левого. Сакрализация леворукости.

Судьба как одно из универсальных представлений в мифологии разных народов. Психобиологические и социологические аспекты представлений о судьбе. Связь образа судьбы с фундаментальными оппозициями мифологического сознания: жизнь — смерть, добро — зло. Божества судьбы как первоначальные божества рождения. Мотив трёх предсказаний. Неизвестность и непознаваемость судьбы. Персонификация судьбы как случая. Судьба добрая и злая. Судьба как суд. Судьба и душа. Мотив записывания судьбы. Мифологема нитей судьбы. Пряжа как мифопоэтический символ долгой жизни. Символика пряжи, прядения в сельскохозяйственных ритуалах. Семантика золотого руна. Образ нити [верёвки, верви] в космогонических сюжетах [небесная, космическая пряжа]. Связь судьбы с астральной символикой. Судьба в оппозициях время — пространство, сакральное — профанное. Связь судьбы с божественной волей. Мифы о судьбе и ритуальная практика «узнавания». Мифологема судьбы как универсального космического начала. Переосмысление судьбы в христианской и философско-теологической концепциях. Этические аспекты судьбы. Мифологема судьбы в поздних культурных традициях.

Мировое древо [arbor mundi] — универсальный символ мифопоэтических представлений о мире. Синонимический ряд обозначений. Организующая роль мирового древа. Место мирового древа во вселенском пространстве [центр мира, вертикальное положение]. Вертикальная и горизонтальная структура мирового древа. Троичность мирового древа по вертикали. Образ перевёрнутого древа. Соотнесённость вертикали древа со сферой космологического и горизонтальной структуры – со сферой ритуала. Варианты горизонтальной плоскости [квадрат, круг]. Мифологическая, ритуальная и функциональная семантика мирового древа. Мифологема мирового древа в последующей культуре [«схематизм», «схемность» научного знания, «тест Коха» в психологии, схемы «ветвления» и т. д.]. Древо познания и древо жизни как варианты мирового древа. Мотив бессмертия. Связь древа жизни с женским началом. Мотивы напитка жизни, иерогамии, плодородия и изобилия.

Мировая гора — вариант трансформации мирового древа. Гора и мировая ось [axis mundi]. Трёхчленность мировой горы. Цветовая и топонимическая символика горы. Соотношение мировой торы и горы реальной. Культ горы и культ камней. Гора и ритуал. Архитектурные аналоги горы: пирамида, зиккурат, пагода, ступа, храм, чум, арка. Образ горы в изобразительном искусстве.

Пуп земли — мифопоэтический символ центра. Пуп первочеловека и пуп Вселенной. Сакральность и табуированность пупа. Пуп и пуповина как определитель судьбы.

Середина мира. «Дробление» (Е.Г. Рабинович) середины мира в мифопоэтической модели мира. Соотнесённость середины мира с мировым древом, мировой горой, мировой осью, пупом земли. Репрезентации середины мира: очаг, алтарь, солнце, трон, колодец и др. Гармонизирующая функция середины мира. Идеализация срединных категорий и хаотичность периферии. Эстетика симметрии.