История понятия.

Каждая эпоха имела свои представления о сознании. Представления о сознании тесно связаны с господствующими мировоззренческими установками.

Античное представление о сознании обусловлено общей мировоззренческой позицией, которая имеет космический характер. Будучи ориентированными на идею гармонии, древнегреческие философы говорят о соразмерности макрокосмоса и микрокосмоса – разума человека. Человек вместе с его сознанием вписан в мир, существует в гармонии с ним. Для античной мысли не существовало проблемы сознания как таковой, скорее это была проблема обоснования гармоничности бытия космоса.

В средневековой христианской культуре произошло одно очень важное событие: потребность человека обращать внимание на собственные переживания. Она родилась из необходимости личного общения с Богом. В средневековой философии вырабатывается понятие «внутренний опыт», которое указывает на то, что философия открывает самосознание и перестаёт отождествлять сознание только с постижением окружающего мира. Сознание напоминает человеку, что он не только природное (животное) существо, но и духовное (божественное). Внутренний мир его души становится объектом пристального внимания и анализа.

В Новое время центром философии стала тема истинного знания и пути его достижения, поэтому решался вопрос о познавательных способностях человека. Происходит переосмысление проблемы сознания. Наработанное в средние века умение человека обращать внимание на свой внутренний духовный мир трансформировалось в акт самосознания. В акте самосознания сознание само себя знает, проясняет свое содержание и структуру. Философия Нового времени полностью отождествила сознание, познание и мышление.

В классической немецкой философии сознание рассматривается как определенная целостность, проявляющаяся как единство качественно различающихся сторон и уровней. Оно функционирует как отражение объекта и самосознание; как чувственное и рациональное, рассудочное и разумное.

В философии диалектического материализма сознание определяется как функция высокоорганизованной материи – головного мозга – отражение объективного мира. Сознание возникает и развивается на основе чувственно-предметной практической деятельности человека в ходе его взаимодействия с природой. Диалектический материализм различает общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание выступает аналогом духовной культуры, а его формами являются наука, философия, искусство, политика, право, мораль, религия. Индивидуальное сознание – сознание конкретного человека, в своём развитии связано с общественным. Общественное сознание первично по отношению к индивидуальному и является основой его формирования.

Двадцатый век принципиально изменил точку зрения на человека и его сознание. философия жизни, экзистенциализм, психоанализ и другие направления занимаются не столько сознанием, сколько целостной субъективностью человека в единстве сознательных и бессознательных компонентов.