Культура как предмет философского изучения. Культура и цивилизация.
Культура– это специфическая форма человеческого бытия, включающая в себя совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, использования и передачи от поколения к поколению.
Термин «культура» возник в античности и первоначально использовался как агротехнический термин в значении «возделывание, обработка, культивирование земли». Применительно к человеческой деятельности это понятие впервые было применено Цицероном. Античная философия связывала культуру с образованием и воспитанием, которые должны быть направлены на достижение телесного и нравственного совершенства. В эпоху средневековья понятие «культура» связывается с личным совершенством человека, которое возможно лишь в результате приобщения к богу. Для философии Возрождения культура – средство формирования гуманистического идеала свободной, образованной, творческой личности. Философия Нового времени понятие культуры отождествляет с понятием рациональности, связывает культуру с совершенствованием человеческого разума, развитием его возможностей в познании и преобразовании мира. Немецкая классическая философия связывает культуру с духовными ценностями, противопоставляя их ценностям материальным. Кант связывает культуру со сферой морали и рассматривает ее как субъективное состояние личности, которое отличает ее от всех явлений природного мира. По Гегелю, мир человеческой культуры – это наивысший этап развития абсолютного духа. Марксистская философия рассматривает культуру как характеристику определенного уровня развития общества, один их показателей общественного прогресса. Согласно марксизму, культура включает в себя и все виды материально-производственной и духовной деятельности, и результаты этой деятельности и является показателем развития творческих сил и возможностей личности. Особый интерес к культуре возник в конце XIX – начале ХХ вв. В это время культура становится предметом изучения множества дисциплин, формируется специальная наука – культурология, – изучающая закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, явления и памятники материальной и духовной культуры. В это же время культура становится одной из важнейших тем философского анализа. Философия рассматривает общетеоретические и гносеологические проблемы сущности культуры, ее развития, возможности культурного прогресса и др. Проблемы культуры занимают значительное место в таких философских направлениях, как «философия жизни» (Шопенгауэр и Ницше), психоанализ (Фрейд и Юнг), экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Бердяев) и др.
Термин «цивилизация» впервые появился в трудах французских просветителей XVIII в., которые называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме, справедливости и правовых нормах. В истории философской мысли понятие цивилизации является одним из ключевых в анализе всемирно-исторического процесса. Это понятие применяется либо относительно к развитию человеческого общества в целом, либо по отношению к отдельным этническим образованиям или определенным историческим этапам развития общества.
Сложилось два основных подхода к трактовке понятия «цивилизация»:
1) цивилизация как совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом значении. В такой трактовке понятие «цивилизация» отождествляется с понятием «культура»;
2) под цивилизацией понимается только уровень материальных достижений человечества. При таком подходе понятия «цивилизация» и «культура» противопоставляются. Различие между этими понятиями впервые намечается у Канта, который противопоставлял материальную и духовную культуру. Наиболее яркое выражение такое понимание нашло в работе немецкого философа, представителя «философии жизни», одного из основоположников современной философии культуры Освальда Шпенглера «Закат Европы». Он прямо противопоставляет цивилизацию как совокупность технических достижений культуре как органической сфере и считает, что цивилизация является заключительным этапом развития любой культуры, наступление цивилизации означает гибель культуры. По Шпенглеру, цивилизация исключает творчество, сводит на «нет» достижения искусства и литературы и утверждает принципы «делай деньги» и «рынок всегда прав».