Аристотель: метафизика, учение об обществе и государстве.

 

Аристотель.Самый талантливый ученик Платона, отличался громадной начитанностью и умственными дарованиями. Мамардашвили Мераб Константинович, один из самых серьезных философов советского периода (ум. в 1990 г.), характеризует Аристотеля как гениальную посредственность. Может быть, лучше сказать – гениальная умеренность, или гений меры. В отличие от Платона, который был просто гений.

Годы жизни Аристотеля: 384-322 до н.э., родился в городе Стагир, в греческой колонии к востоку от Македонии. Поэтому его часто называли Стагиритом, также в философской литературе средних веков его называют и просто Философом. Его отец был врачом при македонском царе Аминте II. Профессия отца, по-видимому, определила научно-естественные интересы Аристотеля.

В 17 лет Аристотель уезжает в Афины и поступает в Академию Платона. Находится там 20 лет, до самой смерти Платона. Читает лекции наряду с Платоном, есть упоминания, что он старался с утра занять со своими слушателями то место, где любил читать лекции сам Платон. И когда тот приходил, то обнаруживал, что место занято. Можно говорить о наличии определенного соперничества между обоими философами.

После смерти Платона (в 347 году до н.э.) Аристотель уходит из Академии, в 343 году приглашается царем Македонии Филиппом воспитывать сына, молодого Александра. Через три года Филиппа убивает его телохранитель, царем становится 20-летний Александр. Аристотель возвращается сначала в родной город Стагир, а затем, в 335 году, в Афины.

Ему около 50 лет, собран большой научный материал, приобретены большие знания. Открывает собственную школу при храме Аполлона Ликейского. Поэтому и школа называется Ликеем, или Лицеем.

Читает лекции, прохаживаясь вместе со слушателями по аллеям в саду. Прогулка по-гречески “перипате”. Отсюда последователи Аристотеля назывались перипатетиками. Использовал двойную форму обучения. С утра читал лекции для посвященных – эзотерическое обучение. Вечерами для всех желающих – экзотерическое обучение.

К тому времени Греция и Малая Азия были завоеваны Александром Македонским, возникла громадная империя, которая распалась со смертью самого Александра в 323 году. Положение Аристотеля в Афинах стало сложным, так как его подозревали в промакедонской ориентации. Тем более, что в Афинах он был формально на положении иностранца – метэка, без прав гражданства.

Намечался судебный процесс, как над Сократом. Аристотель не стал его дожидаться и переселился на остров Эвбея, в город Халкид, где через год умер естественной смертью.

Главным философским трудом является “Метафизика”. Это слово буквально переводится как “то, что идет за физикой”. Назвали так, потому что эта работа была издана в I веке до н.э. Андронником Родосским после издания работ по физике. Позднее слово “метафизика” стало пониматься как синоним “философии вообще”, т.е. учения об умопостигаемой реальности, или, по-другому, учение о сущем как таковом, или существующего как такового. Что такое сущее как таковое?

Конкретные науки изучают частные области сущего – живую или неживую материю, небесные явления, человека как живое и разумное существо и т.д. Но ясно, что какие-то свойства должны быть присущи всему существующему в силу самого существования. Это и означает, что речь идет о свойствах сущего как такового. Это сущее как таковое нельзя увидеть и осязать, чувствами мы воспринимаем лишь конкретные и единичные вещи, частные виды сущего как такового. Как нельзя увидеть человека как такового, обязательно наткнешься лишь на Петрова либо Николаева. Сущее как таковое можно лишь мыслить, оно именно умопостигаемо, хотя оно то и есть реальность. Сущее как таковое есть то, что существует само по себе.

Аристотель первый начал разрабатывать категории для описания сущего как такового: единое, многое, тождество, различие, противоположности, возможность, действительность. И в результате разработал язык для научного описания мира. Поэтому у европейцев существует наука, а у других народов науки нет.

“Метафизика” представляет записи лекций самим Аристотелем, и частично записи его лекций учениками. В тексте много повторов, возвращений, уточнений.

Другой цикл работ – по физике и биологии, работа “О душе”, где многие идеи по психологии более глубокие, чем в современных учебниках. Имеются работы по этике – “Никомахова этика” и “Эвдемова этика”, некоторые части обеих работ совпадают.

Есть работы по искусству, поэзии и риторике. Есть работы по социологии и политике: “Политика” и “Политии”. Вторая работа – описание конституций 158 городов-государств современной Аристотелю Греции. До нас дошла из этой книги только “Афинская полития”.

Наконец, есть работы по логике. Аристотель с гордостью пишет, что создал особую науку логику. Это “Аналитики первая и вторая”, “Категории”, “Об истолковании”.

Учение о вещи как единстве материи и формы и Боге как Перводвигателе. Согласно Аристотелю, реально существуют лишь единичные, чувственные вещи, общее существует в самих единичных вещах. И познается это общее через чувственно воспринимаемые вещи. Таким образом, у Аристотеля нет разделения на мир материальных вещей и мир идеальных сущностей.

Вещи изменяются во времени, возникают и исчезают. Для объяснения этих изменений Аристотель вводит четыре причины.

Первая причина – материя, или субстрат, то, из чего что-либо возникает. Например, при строительстве дома материей будет кирпич.

Вторая причина – сущность вещи, то, в силу чего всякая вещь именно такова, какова она есть. Эту причину он называет формальной причиной. При строительстве дома формальной причиной будет замысел архитектора, или план дома, по которому идет строительство.

Третье – движущая причина, источник движения. В нашем примере с домом этой причиной будет деятельность строителей.

Четвертая – целевая причина, то, ради чего что-либо осуществляется. В нашем примере это будет назначение дома. Одно дело, когда дом строится как казарма для солдат, и другое дело, когда строится божий храм.

В дальнейшем Аристотель вторую, третью и четвертую причины сводит к формальной причине, или к форме. Таким образом, каждая единичная вещь им рассматривается как единство материи и формы. Или, по-другому, вещь есть результат соединения материи с формой, есть оформленная материя.

Форма для Аристотеля – это примерно то же, что идея Платона, но она присутствует в самой вещи, а не отдельно от нее.

Итак, вещь есть единство материи с формой. Материя придает вещи единичность и неповторимость. Поэтому, например, не существует людей с совершенно одинаковым цветом глаз и волос. Нет людей совершенно одинакового роста. Нет двух кусков мела совершенно одинаковых, как и двух совершенно одинаковых листков на одном дереве. Благодаря материи мы неповторимы во времени, все время становимся другими. Все, что материально, – неповторимо и уникально. Но эта неповторимость дурная, случайная, ничего существенного не выражающая. Неповторимость калейдоскопа.

Например, индивид может сказать о себе, что он неповторимая личность, и действительно, совершенно таких, как он, личностей не существует. Но ведь и любой кусок мела тоже неповторим, не существует точно таких же кусочков мела, точно с такими же очертаниями. Неповторимо пятно от клубничного мороженого на рукаве блузки и т.д.

С формой связано то общее, что объединяет вещи одного рода, объединяет однородное. Петров и Иванова отличаются друг от друга по цвету глаз и волос, различаются как мужчина и женщина, но тот и другой – люди. Вот это человеческое в человеке – разумность, способность к творчеству, к свободному поведению, связано с формой. Петрова и Иванова отличаются друг от друга в качестве конкретных людей, но их объединяет форма женственности. Форма - это то, из-за чего от животного рождается животное, а от человека человек.

Вещь изменяется во времени и в пространстве, но в то же время она остается сама собой. Нельзя войти в одну реку дважды, потому что она постоянно меняется, но во второй раз мы входим все-таки в ту же самую реку, а не в другую. Войдя в Волгу, мы в следующий раз в Волгу же и входим, она не становится в следующий миг, например, Камой. Итак, форма – это то, что сохраняется в вещи при всех ее изменениях.

Сократ, говорит Аристотель, может быть больным и здоровым, молодым и старым, веселым или в гневе, но остается все равно Сократом, вот эта “сократость” и будет в данном случае формой.

Формы не возникают и не исчезают, они вечны и неизменны, но могут переходить от вещи к вещи, не существуя отдельно от них. Так, скульптор, созерцая позирующую ему гречанку, извлек умственным взором присутствующую в ней форму чистой женственности и передал мрамору. И возникла статуя Венеры Милосской.

Итак, мы разделили форму и материю и противопоставили их. Но теперь необходимо показать соотносительность обеих категорий.

Медный шар есть единство материи, в данном случае меди, и формы - шарообразности. Но этот медный шар может использоваться для нанесения на него, например, орнамента. И тогда медный шар будет материей, а орнамент – формой. Но к шару с орнаментом можно присоединить что-то еще, сделав его более прекрасным. И тогда шар с орнаментом будет материей, а добавление будет связано с еще более высокой формой. Таким образом, то, что в одном случае будет единством материи и формы, может стать материей для другой формы.

Начнем двигаться в обратном направлении. Сама медь до оформления ее в шар выступала единством, с одной стороны, материи более низкого уровня – для Аристотеля этим уровнем являются стихии натурфилософов – огонь, вода, воздух, земля; а с другой стороны, эти стихии были оформлены тем, что можно назвать условно “медностью как таковой”. И получилась медь как определенное вещество. Но и стихии натурфилософов, по Аристотелю, можно снова разложить и выделить наконец самую исходную материю, которую Аристотель называет первой материей.

Эта первая материя совершенно неоформлена, поэтому совершенно неопределенна, не обладает никакими конкретными, чувственными свойствами. Поэтому она не воспринимается нашими органами чувств, но, тем не менее, она есть реальность, но реальность особого вида. Это – потенциальная реальность как чистая возможность любой определенности. По Аристотелю, совершенная бесформенность и неопределенность первой материи означает присутствие в ней всех возможных форм, в том числе противоположных. Эти формы нейтрализуют друг друга и дают в сумме чистую неопределенность, подобно тому как вся совокупность чисел - положительных и отрицательных - дает в сумме ноль.

Аристотель объясняет, почему любая материальная, конкретная вещь несовершенна, почему вообще все материальное несовершенно. Когда какая-либо определенная форма привносится в материю, оформляя ее в нечто конкретное, присутствующие в материи потенциальные формы оказывают сопротивление, тем самым искажают эту определенную форму и этим делают вещь несовершенной и незаконченной. Иначе говоря, оформляя какую-либо вещь, мы натыкаемся на потенциальные формы, присутствующие в первой материи, и поэтому не можем дожать оформление до конца. Обязательно будет зазор между реальностью и идеалом.

Например, передо мной стол с прямоугольной столешницей. Но ясно, что столешница в реальности не совсем прямоугольна. Углы не абсолютно 900, края не абсолютно параллельны. Потому что потенциально в столешнице присутствуют другие геометрические фигуры – треугольник, круг, ромб и т.д. И они искажают прямоугольность стола.

И я как преподаватель философии буду несовершенным, как бы я ни старался. Потому что во мне потенциально присутствуют самые различные, еще не реализовавшиеся, формы - примерного семьянина, искателя острых ощущений, возможно, во мне скрыт математик, слесарь, собиратель этикеток... Все эти потенциальные формы будут искажать форму преподавателя философии и порождать зазор между идеалом и реальностью.

Итак, мы двигались от медного шара вниз, до первой материи. Теперь попробуем продолжить движение в противоположном направлении: от медного шара вверх. Орнамент на шаре привносит более высокую форму. И это движение может быть тоже бесконечным – все к более и более высоким формам. Но это движение не выводит за пределы материального мира. Вещи могут быть все более утонченными, тем не менее они остаются материальными и в силу этого несовершенными.

Мы, таким образом, имеем материальный мир вещей, в разной степени оформленных, находящихся в движении и в изменении, в возникновении и исчезновении. Медь исчезает, чтобы стать медным шаром, который тоже переходит в нечто другое. Но как объяснить само движение в мире вещей, в том числе и движение к все более высоким формам. Что движет миром в целом? Должна быть какая-то причина этого движения. И здесь Аристотель переходит к теме Бога.

Согласно Аристотелю, материальный мир существует вечно, и его движение тоже вечно. Следовательно, должен существовать вечный источник движения в мире. Но сам этот источник должен быть неподвижен, иначе он будет нуждаться в каком-то дальнейшем источнике движения, будет уход в бесконечность, а это абсурдно.

Вечным источником движения, который сам неподвижен, является Бог, который и выступает Перводвигателем по отношению к материальному миру.

Бог, или Перводвигатель, нематериален, иначе он будет несовершенным, он является чистой формой, или Формой форм. Аристотель рассматривает свойства Перводвигателя по аналогии с душой человека. В душе высшим элементом является ум. Поэтому Бог есть чистый Ум. Деятельность этого Ума состоит в созерцании как высшем виде деятельности. Созерцает Ум то, что само является совершенным, следовательно, Ум созерцает самого себя. Таким образом, Бог есть мышление, которое мыслит самое себя. Можно провести аналогию с человеческим самосознанием, когда сознание ставит своим предметом самое себя, когда мы смотрим на собственные мысли как бы со стороны. Так и Бог-Ум созерцает себя со стороны.

Бог не занимается материальным миром, он занимается лишь самим собой. Ему нет дела до мира. Как же он все-таки приводит в движение материальный мир?

Дело в том, что материя тянется к Богу, к чистому Уму, к чистой Форме, испытывая стремление к реализации все более совершенной формы, и это тяготение к Богу приводит материю в движение. В этом смысле Бог есть Перводвигатель. Не он непосредственно движет материей, а материя, как бы в любовной истоме, тянется к Богу, тем самым находится в вечном движении. Но, может быть, правильнее здесь вернуться к платоновским выражениям – “сопричастность” и “подражание”. Мир сопричастен Богу-Уму, и через эту сопричастность приходит в движение.

Так, человек старается быть лучше, подражая другому человеку, кого он выбрал себе в качестве образца, но который может даже не знать о том, кто ему подражает. В социологии такие люди-образцы называются референтной группой.

В конечном счете, и у Аристотеля сохраняется раздельность материального и идеального, с одной стороны - материя, с другой стороны - Бог, но промежуток между этими полюсами заполняется единичными, все более совершенными материальными вещами.

У Платона верховная идея, или идея идей, – Благо, которое правит миром. В этом смысле Платон больше ориентирован на этику. У Аристотеля речь идет о Боге-Уме, т.е. он более ориентирован на научное познание.

Учение об обществе и государстве. В учении о государстве и обществе Аристотель тоже отличается от Платона. Платона мало интересует существующее положение вещей, то, что есть. Он исходит из того, что должно быть в идеале. Аристотеля интересует именно то, что есть, т.е. реальность. Он ищет не идеал, но оптимальный вариант общественной жизни, сочетая положительные черты реальных государств и обществ его времени.

Поэтому Аристотель изучает и классифицирует типы государств, существующие в современном ему греческом мире. Он рассматривает такие понятия, как богатство, собственность, рабство, типы государств.

Богатство, по Аристотелю, есть не самоцель, но средство для обеспечения благой, достойной жизни гражданина. Идеал состоит в том, чтобы жить с достоинством. Но для достойной жизни вполне достаточно небольшого богатства. Таким образом, богатство имеет в самом себе естественную меру, или границу. Не нужно для благой жизни бесконечного богатства. У Чехова где-то есть фраза: зачем мне одеяло в квадратный километр.

Поэтому Аристотель различает два вида хозяйственной деятельности. Первая – доставлять семье все, что необходимо и достаточно для высшей цели – блаженства. Это приобретение, согласное с природой. И здесь есть естественная мера.

Вторая деятельность происходит из товарного обмена и денежного обращения, и вот она может превратиться в орудие беспредельного обогащения: купить, чтобы дороже продать, или давать деньги в рост (ростовщичество). Здесь богатство является самоцелью, и это противоречит природе.

Аналогично он рассматривает цель государства. Государство есть способ общения между гражданами. Оно возникает ради совместного проживания, или потребностей обороны, или хозяйственного обмена. Но главная цель государства – это такое общение между семьями и родами, которое обеспечивает благую и совершенную жизнь, достойную свободного гражданина.

Аристотель определяет человека как существо, которое по своей природе является существом политическим. То есть человек, чтобы быть человеком, должен жить в государстве. А тот, кто живет вне государства, тот есть либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек. В другом месте философ пишет, что существо, которое не нуждается в государстве, должно быть животным или божеством.

Орабстве. Здесь можно выделить две стороны. Первая – это связь рабства с нуждами нормальной жизни семьи. Для жизни семьи необходима собственность, которая включает и орудия производства – плуг, ткацкие станки и т.д. Но эти орудия не могут работать самостоятельно и выполнять приказания. Поэтому для работы с орудиями необходимы рабы. Вот если бы ткацкие станки сами ткали, то рабы были бы не нужны.

Другая сторона вопроса о рабстве состоит в уверенности, что люди по своей природе подразделяются на рабов и господ. Первые так устроены, что не могут принадлежать самим себе, но должны принадлежать другому. Они и одарены рассудком лишь в той степени, чтобы понимать приказания. И физически эти люди так устроены, что пригодны главным образом для тяжелой работы. Поэтому для них хорошо и справедливо быть рабом. Свободный же гражданин способен к самостоятельному мышлению, и он больше способен для занятия политикой и гимнастическими упражнениями.

Если учитывать, что рабов набирали из пленных варваров, не знающих государственности, не владеющих свободно греческим языком и т.д., то рассуждения Аристотеля выглядят достаточно логичными.

Особственности. Аристотель рассматривает разные типы собственности, их достоинства и недостатки, и лучшим вариантом является собственность, сочетающая черты общественной и частной. Он выдвигает следующие формулировки: собственность должна быть общей в относительном смысле, а вообще – частной; собственность должна быть частной, а пользование ею – общим.

Имеется в виду, что собственность должна быть поделена между людьми, но владелец должен позволять пользоваться ею своим друзьям или давать ее в общее пользование, например, через налоги или вообще добровольно.

Он говорит о наслаждении от мысли, что что-то принадлежит тебе, и что обладание чем-то соответствует человеческой природе. А с другой стороны, приятно проявлять щедрость и оказывать услуги и помощь друзьям, знакомым и товарищам. А это возможно лишь при частной собственности.

При общей же собственности никто не сможет проявлять щедрость, так как это возможно лишь при распоряжении своим добром. Так же как при общности жен уничтожается добродетель целомудрия, а ведь прекрасное дело – воздерживаться от чужой жены из целомудрия. Здесь Аристотель спорит с платоновскими идеями общности жен и отрицания частной собственности.

Рассмотрим учение отипах государства. Аристотель различает в реальных обществах два распространенных типа государства – демократию и олигархию. Демократия – власть большинства, но так как обычно большинством бывают бедняки, то она оборачивается господством неимущих, которые стремятся обобрать богатых. Поэтому демократия есть власть мелких мерзавцев.

Олигархия – власть меньшинства, которое, как правило, состоит из богатых. Эти богатые, пользуясь властью, начинают притеснять бедняков. Поэтому олигархия есть власть крупных мерзавцев. Каждая сторона исходит, прежде всего, из своих интересов, это приводит к нестабильности общества, к конфликтам и раздорам.

Аристотель строит модель оптимального общества. В этом обществе большинством должен быть так называемый средний элемент, который умерял бы крайности. Средний элемент – люди среднего достатка, средних размеров собственности, обычно средние по размеру землевладельцы. Они не стремятся к чужому имуществу, так как у них есть свое, и на их собственность никто не зарится, так как ее у них немного. Они не стремятся к власти, так как заняты своим хозяйством, а, получив власть, исходят из интересов общества в целом. Поэтому при господстве среднего класса общество стабильно.

Аристотель различает три правильные и три неправильные формы государства. Правильные формы, когда власть исходит из интересов общества в целом. К ним относятся монархия (власть одного, именно царя), аристократия (власть немногих, наилучших) и полития (власть большинства, имеющего право носить оружие, т.е. свободных граждан). Полития - строй, где большинством является средний элемент.

Каждая правильная форма может выродиться в неправильную, в которой власть преследует интересы лишь своей группы. Монархия превращается в тиранию. Аристократия – в олигархию. Полития - в демократию. Наилучшей формой является полития. Наихудшая – тирания.

Краткий конспект

Метафизика, по Аристотелю, - исследование причин, первых, или высших начал. Количество причин, по мнению Аристотеля, может быть сведено к четырем: 1) причина формальная; 2) причина материальная; 3) причина действующая; 4) целевая причина. Первые две причины есть не что иное как форма (сущность) и материя, образующая все вещи. Поскольку причина - это условие и основание, по Аристотелю, то материя и форма - достаточные условия для объяснения реальности, если ее рассматривать статически, как нечто неизменное. Данный человек, с этой точки зрения, есть его материя (мясо и кости) и его форма (душа). Но если человека рассматривать с точки зрения становления, динамически, то мы спросим: «Как он родился?», «Кто его родил?», «Почему он развивается и растет?»? Значит, необходимы еще две причины - двигательная (то есть родители, давшие жизнь человеку) и целевая (то есть цель, в направлении которой развивается человек).

Другим определением метафизики, по Аристотелю, является бытие как таковое. Бытие понимается в четырех смыслах: 1)бытие как категории (или бытие в себе); 2) бытие как акт и потенция; 3) бытие как акциденция; 4) бытие как истина.

1) Категории суть главные значения бытия. Их десять: субстанция, или сущность; качество; количество; отношение; действие; страдание; место; время; иметь; покоится. Здесь интересен вопрос о сущностях. Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Первая сущность - это индивидуальное бытие, неделимое, чувственно познаваемое, это конкретная вещь как таковая. Вторая сущность (точнее - вторичная) - это «те, в которых, как в видах и родах, содержатся первые сущности». Тем самым Аристотель противопоставляет свою концепцию платоновскому учению о первичности «идей». 2) Значение бытия как акта и потенции весьма существенно. Они изначальны, ибо их нельзя определить одно через другое, но только взаимообразно, через связь между собой. К примеру, есть громадная разница между слепым и тем, кто будучи зрячим, закрыл глаза. Первый незряч сущностно, второй незряч, но в потенции, и лишь закрыв глаза, актуально. Зерно, росток рассады - это урожай в потенции. 3) Бытие акциденций - бытие случайное, не связанное с другим бытием существенным образом. Например, чистая случайность, что я сижу, или что я бледный. 4) Бытие как истина - тип бытия, принадлежащий человеческому интеллекту, рассматривающему вещи как соответствующие реальности, либо как не соответствующие ей. Небытие как ложь имеет место тогда, когда разум соединяет с реальностью несоединимое, а разъединяет то, что не подлежит разобщению. Этот последний тип бытия изучает логика.

Этика и политика как практические науки. Аристотель считал, что высшей целью человека является счастье, «последняя цель», или «последнее благо». Что же такое счастье? 1) Для многих это удовольствие и наслаждение, но жизнь, растраченная для наслаждений, - рабская жизнь, достойная животного. 2) Для других счастье - это почести, успех. 3) Для кого-то счастье состоит в умножении богатства, и это одна из наиболее абсурдных целей, - жизнь вопреки природе, ибо богатство - средство для чего-то другого, и как цель смысла не имеет. Аристотель: высшее благо и счастье, доступное человеку, - совершенствование себя как человека, то есть в активности, отличающей его от всех прочих существ. Не просто жить, ведь и растения живут; Не только чувствовать, ведь и животным открыты чувствования. «Благо человека состоит в активности души, согласной с добродетелью, а коли добродетелей души много, - то в согласии с лучшей и наисовершеннейшей из них. Но, следует добавить, - и в жизни исполненной. Ведь в самом деле, одна ласточка не делает весны, ни даже дня весны: один день не делает человека блаженным и счастливым».

Человек по природе, считал Аристотель, - существо государственное. Тот, кто в силу своей природы живет вне государства, тот или выше человека или недоразвит в нравственном отношении. Совершенным человеком предполагается совершенный гражданин. Природа государства стоит впереди природы семьи и индивида: необходимо, чтобы целое предшествовало своей части.

 

Тексты