ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

ИНСТРУКЦИЯ

По охране труда для проводника пассажирских вагонов

№ ИОТ-ВЧД-7-14.1-2011

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1.Настоящая Инструкция разработана на основе Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 ноября 2002г. № ПОТ РО 13153-ЦЛ-923-02, Инструкции по охране труда для проводника пассажирского вагона , утвержденной распоряжением Вице-президентом ОАО В.А.Поповым №959р от 24.05.2007 г., других нормативных документов по вопросам охраны труда, эксплуатационной и ремонтной документации и устанавливает основные требования по охране труда для проводников ОАО «РЖД» пассажирских вагонов (далее – проводник).

1.2.К работе проводника допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, обучение, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, противопожарный инструктаж, стажировку, а также первичную проверку знаний по охране труда и электробезопасности на право обслуживания электроустановок до и свыше 1000В.

В процессе работы проводник должен проходить:

- повторные инструктажи - не реже одного раза в три месяца, при необходимости

внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;

- очередную и внеочередную проверку знаний требований по охране труда;

- периодические медицинские осмотры в установленном порядке;

- периодическое обучение и проверку знаний по санитарному минимуму не реже одного раза

в год;

- периодическое обучение и проверку знаний по пожарно-техническому минимуму не реже

двух раз в год;

- проверку знаний на право обслуживания хвостового вагона не реже одного раза в год;

- проверку знаний по электробезопасности один раз в год.

1.3. Проводник должен проходить периодическое, не реже одного раза в год, обучение оказанию первой помощи пострадавшим.

Вновь принимаемый на работу проводник должен проходить обучение оказанию первой помощи пострадавшим не позднее одного месяца после приема на работу.

1.4. Проводник должен иметь группу по электробезопасности II.

Проводник, обслуживающий хвостовой пассажирский вагон, должен иметь удостоверение на право выполнения обязанностей проводника хвостового вагона и стаж работы в должности проводника не менее 3 лет.

1.5.Проводник должен знать:

- действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во

время работы;

- требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности

при подготовке пассажирского вагона (далее – вагон) в рейс и в пути следования;

- видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки

безопасности при подготовке пассажирского вагона (далее - вагона) в рейс и в пути

следования;

- соответствующие разделы Правил технической эксплуатации железных дорог Российской

Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации,

 

 

Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской

Федерации и нормативных документов ОАО РЖД, знание которых необходимо при

выполнении служебных обязанностей

- видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки

безопасности и порядок ограждения подвижного состава;

- устройство и требования безопасности при эксплуатации систем отопления,

водоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха, освещения, холодильных

установок, электрооборудования, тормозного оборудования, пожарной сигнализации,

установок пожаротушения, первичных средств пожаротушения и другого оборудования;

- места хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами

1.6. Проводник должен:

- выполнять только входящую в его обязанности или порученную начальником поезда или

поездным электромехаником работу ;

- применить безопасные приемы выполнения работ, а также средства индивидуальной и

коллективной защиты;

- содержать в исправном состоянии и чистоте внутреннее вагонное оборудование, съемный

инвентарь, а также форменную и специальную одежду;

-выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и

предписывающих знаков, надписей, а также сигналов подаваемых машинистами,

водителями транспортных средств, составителями поездов и другими работниками

железнодорожного транспорта;

- быть предельно внимательными в местах движения транспорта;

- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и

отдыха;

- уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;

- знать и соблюдать требования настоящей Инструкции.

1.7. Во время работы на проводника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

- движущийся железнодорожный подвижной состав (далее – подвижной состав),

транспортные средства;

- повышенное значение напряжение электрической цепи, замыкание которой может

произойти через тело человека;

- повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

- повышенная подвижность воздуха;

- повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

- повышенная температура поверхностей отопительного оборудования, воды;

- пониженная температура поверхностей наружного оборудования вагона;

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли;

- эмоциональные перегрузки;

На проводника могут воздействовать биологические опасные и вредные производные факторы (патогенные микроорганизмы) при контакте с постельными принадлежностями и постельным бельём;

1.8. Проводники, в том числе проводник хвостового вагона, выполняющий обязанности кондуктора пассажирского поезда, должны обеспечиваться следующей специальной одеждой и обувью:

- халат хлопчатобумажный – 2 шт. на год;

-туфли или п/ботинки с хромовым верхом на полиуретановой подошве-1 пара на год;

- перчатки с полимерным покрытием - 1 пара на 2 месяца;

- перчатки резиновые – 1 пара на месяц; - плащ для защиты от воды- 1 на 3 года;

-жилет сигнальный – 1 на год;

- очки защитные открытые – до износа;

Зимой дополнительно должны выдаваться:

- куртка на утепляющей прокладке- 1 на 2 года;

- сапоги юфтевые утепленные или валенки с резиновым низом – 1 пара на год;

При производстве работ на железнодорожный путях проводнику должны выдаваться женский (мужской) сигнальный жилет со световозврощающимися полосами.

1.9. В целях пожарной безопасности проводник должен знать: - сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре. Перед отправлением в рейс

необходимо проверить исправность работы пожарной сигнализации и двигателя установки

пожаротушения, а в пути следования необходимо следить за их исправностью. Пожарная

сигнализация и установка пожаротушения должны постоянно находиться в дежурном

режиме.

- типы имеющихся в вагонах переносных огнетушителей по виду используемых в них

огнетушащих веществ, их технические характеристики и порядок работы с ними при

пожаре. Перед отправлением в рейс огнетушители должны быть опломбированы и

указаны сроки их испытаний;

- назначение, устройство самоспасателя промышленного изолирующего (СПИ-20),

комплекта газодымозащитного ( ГЗДК) и порядок их использования при эвакуации

пассажиров в случае возникновения пожара.

1.10. В целях пожарной безопасности не допускается:

- курить в неустановленных местах. Курить допускается только в нерабочем тамбуре

вагона, оборудованном пепельницами;

- перевозить и хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие

жидкости;

- применять для освещения открытый огонь (свечи без фонарей, керосиновые лампы и

прочее);

- применять для приготовления пищи и других надобностей керосинки, примусы, спиртовые

горелки, газовые приборы, а также утюги, эл. чайники, плитки и другие электробытовые

приборы, не предусмотренные электрической схемой электрооборудования вагона;

- загромождать вещами пути эвакуации пассажиров (коридоры и тамбуры вагона);

- допускать к поездке пассажиров с взрывоопасными, легковоспламеняющимися и горючими

жидкостями. Проводник должен контролировать выполнение требований пожарной

безопасности пассажирами.

1.11. Проводник должен следить за исправностью специальной одежды, сроками носки, своевременно сдавая ее в стирку и ремонт.

1.12.Личную одежду и специальную одежду необходимо хранить отдельно друг от друга.

1.13.Во время дежурства проводник должен быть опрятно одетым, причесанным, носить чистую форменную и специальную одежду.

Необходимо соблюдать правила личной гигиены, мыть руки теплой водой с мылом перед едой и по необходимости, а также после каждой уборки вагона и приёма использованного постельного белья.

После уборки туалетов, а также в случае выявления больного с подозрением на инфекционное заболевание должна проводиться дополнительная гигиеническая обработка рук, с применением дезинфицирующих средств и последующим мытьём теплой водой.

1.14.Проводнику необходимо соблюдать санитарные требования к условиям хранения и приема пищи. Воду пить только кипяченную или бутылированную. Отдыхать и принимать пищу следует в купе для отдыха, имеющего соответствующее оборудование. Спать следует на нижней полке в купе для отдыха, используя постельное белье.

1.15.При хождении по ж.д. путям проводник обязан соблюдать следующие требования:

- к месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам,

обозначенным указателями «Служебный проход»;

- при проходе вдоль путей на станции идти по широкому междупутью, по обочине

земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5м от крайнего

рельса, при этом необходимо следить за передвижениями подвижного состава на

смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть

предельные и пикетные столбики и другие препятствия;

- переходить путь только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте

нет движущегося на опасном расстоянии подвижного состава;

- переходить путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами вагонов или переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями;

- при сходе с вагона держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, предварительно осмотрев место схода, и убедившись в отсутствии приближающего подвижного состава на соседнем пути;

- обходить группы вагонов или локомотивов, стоящие на путях, на расстоянии не менее 5м от автосцепки;

- проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10м;

- обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие

знаки;

- производить какие – либо работы на железнодорожных путях под руководством

начальника поезда (поездного электромеханика). При этом на проводнике должен быть надет сигнальный жилет со световозвращающими полосами.

1.16.При нахождении на ж.д. путях проводнику запрещается:

- переходить или перебегать пути перед движущимся подвижным составом или сразу же

вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд;

- подлезать под вагонами;

- становиться или садиться на рельсы;

- находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по

смежным путям. При невозможности избежание такой ситуации необходимо лечь или

сесть на корточки, обхватив руками голову;

- переходить пути в пределах стрелочных переводов;

- при переходе путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал;

- находиться в местах, отмеченных знаком «Осторожно! Негабаритное место», а также около

этих мест при прохождении подвижного состава;

- наступать на электрические провода и кабели;

- прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонними

предметами независимо от того, касаются они земли и земляных конструкций или нет;

- прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним

предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;

- приближаться ближе 2м к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий,

находящихся под напряжением, а к оборванным проводам – ближе 8м.

Проводник, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, должен немедленно сообщить об этом начальнику поезда или в ближайший район контактной сети, дежурному по железнодорожной станции, поездному диспетчеру.

До прибытия ремонтной бригады опасное место следует оградить любыми подручными средствами и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам - ближе8 м.

В случае попадания в зону «шаговых напряжений» необходимо её покинуть, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, и не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину ступни не отрывая ног от земли выходить из опасной зоны.

1.17.Выходя на железнодорожный путь из помещений депо, вагона или зданий, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава, а в темное время суток, кроме того , подождать, пока глаза привыкнут к темноте.

1.18.В пути следования проводнику необходимо обращать внимание на звуки, издаваемые работающими электродвигателями, генератором, приводом к нему, ходовыми частями вагона. При возникновении посторонних звуков, а также вибраций необходимо сообщить об этом поездному электромеханику или начальнику поезда.

1.19.Проводнику во время подготовки вагона в рейс и в пути следования запрещается:

- прикасаться к оборванным и оголённым проводам, контактам и другим легко доступным

токоведущим частям электрооборудования вагона;

- открывать подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой и аккумуляторными

батареями, распределительные щиты, шкафы и пульты управления, кожухи электропечей,

электрокалориферов, электронагревателей котла отопления;

- ремонтировать и регулировать радиооборудование, электрическое оборудование системы

кондиционирования воздуха и другое электрооборудование вагона;

- подниматься на крышу вагона для производства каких-либо работ. Складная лестница для

подъёма на крышу должна быть сложена и заперта трехгранным ключом на замок и

опломбирована;

- производить какую-либо работу в вагоне при производстве маневровой работы. Необходимо прекратить работу, сесть на нижнюю полку и не производить никаких работ до полной остановки состава.

1.20.В случае получения травмы или заболевания в пути следования проводник должен прекратить работу, самому или через другого члена бригады поставить в известность начальника поезда, а в пункте формирования – руководство депо и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

При травмировании других работников проводник должен оказать при необходимости первую помощь пострадавшему.

1.21.При обнаружении нарушений настоящей Инструкции или неисправностей, какого либо оборудования вагона, а также средств индивидуальной защиты и пожаротушения проводник должен сообщить об этом начальнику поезда или поездному электромеханику.

1.22.Проводник, не выполняющий требований настоящей Инструкции, несет ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.