Обзор Российского законодательства в области информационной безопасности

В 1992 г. Гостехкомиссия (ГТК) при Президенте РФ опубликовала пять руководящих документов, посвященных вопросам защиты от несанкционированного доступа (НСД) к информации. Рассмотрим важнейшие из них:

· «Концепция защиты средств вычислительной техники от НСД к информации».

· «Средства вычислительной техники. Защита от НСД к информации. Показатели защищенности от НСД к информации».

· «Автоматизированные системы. Защита от НСД к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации».

Идейной основой этих документов является «Концепция защиты средств вычислительной техники от НСД к информации, содержащая систему взглядов ГТК на проблему информационной безопасности и основные принципы защиты компьютерных систем.

Основная, и едва ли не единственная, задача средств безопасности в этих документах — это обеспечение защиты от НСД к информации. Если средствам контроля и обеспечения целостности еще уделяется некоторое внимание, то поддержка работоспособности систем обработки информации вообще не упоминается. Все это объясняется тем, что эти документы были разработаны в расчете на применение в информационных системах Министерства обороны и спецслужб РФ, а также недостаточно высоким уровнем информационных технологий этих систем по сравнению с современным.

Руководящие документы ГТК предлагают две группы критериев безопасности:

- показатели защищенности средств вычислительной техники (СВТ) от НСД;

- критерии защищенности автоматизированных систем (АС) обработки данных.

Данные показатели содержат требования защищенности СВТ от НСД к информации и применяются к общесистемным программным средствам и операционным системам. Конкретные перечни показателей определяют классы защищенности СВТ и описываются совокупностью требований.

Установлено семь классов защищенности СВТ от НСД к информации. Самый низкий класс — седьмой, самый высокий – первый.

В отличие от остальных стандартов отсутствует раздел, содержащий требования по обеспечению работоспособности системы, зато присутствует раздел, посвященный криптографическим средствам.

Требования к средствам защиты АС от НСД включают следующие подсистемы:

1. Подсистема управления доступом.

2. Подсистема регистрации и учета.

Криптографическая подсистема.

Подсистема обеспечения целостности.

Документы ГТК устанавливают девять классов защищенности АС от НСД, каждый из которых характеризуется определенной совокупностью требований к средствам защиты. Классы подразделяются на три группы, отличающиеся спецификой обработки информации в АС. Группа АС определяется на основании следующих признаков:

1. Наличие в АС информации различного уровня конфиденциальности.

2. Уровень полномочий пользователей АС на доступ к конфиденциальной информации.

3. Режим обработки данных в АС (коллективный или ин­дивидуальный).

Федеральные критерии безопасности информационных технологий

Федеральные критерии безопасности информационных технологий – первый стандарт информационной безопасности, в котором определяются три независимые группы требований: функциональные требования к средствам защиты, требования к технологии разработки и к процессу квалификационного анализа. Авторами этого стандарта впервые пред­ложена концепция Профиля защиты – документа, содержащего описание всех требований безопасности как к самому продукту информационных технологий (ИТ-продукту), так и к процессу его проектирования, разработки, тестирования и квалификационного анализа.

Функциональные требования безопасности хорошо структурированы и описывают все аспекты функционирования ТСВ.

Требования к технологии разработки, впервые появившиеся в этом документе, побуждают производителей использовать современные технологии программирования как основу для подтверждения безопасности своего продукта.

Разработчики федеральных критериев отказались от используемого в Оранжевой книге подхода к оценке уровня безопасности ИТ-продукта на основании обобщенной универсальной шкалы классов безопасности. Вместо этого предлагается независимое ранжирование требований каждой группы, т. Е. вместо единой шкалы используется множество частных шкал критериев, характеризующих обеспечиваемый уровень безопасности. Данный подход позволяет разработчикам и пользователям ИТ-продукта выбрать наиболее приемлемое решение и точно определить необходимый и достаточный набор требований для каждого конкретного ИТ-продукта и среды его эксплуатации.

Этот стандарт рассматривает устранение недостатков существующих средств безопасности как одну из задач защиты наряду с противодействием угрозам безопасности и реализацией модели безопасности.

 

Правовые акты общего назначения, затрагивающие вопросы информационной безопасности:

1. Конституция РФ (12 декабря 1993 г.)

Ст. 24. Органы государственной власти и местного самоуправления должны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы.

Ст. 41. Гарантирует право на знание фактов и обстоятельств, создающих угрозу здоровью и жизни людей.

Ст. 42. Гарантирует право на знание достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Ст. 23. Гарантирует право на личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Ст. 29. Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

2. Гражданский кодекс РФ (15 мая 2001 г.)

В нем фигурируют понятия: банковская, коммерческая и служебная тайна.

Согласно ст. 139, информация составляет служебную или коммерческую тайну, если она имеет коммерческую ценность, к ней нет свободного доступа и обладатель информации принимает меры к охране её конфиденциальности.

3. Уголовный кодекс РФ (ред. 14 марта 2002 г.)

 

Гл. 28. «Преступление в сфере компьютерной информации»

Ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации». За данные преступления огут быть вынесены наказания в размере от 200 минимальных зарплат до лишения свободы на срок до 5 лет.

Ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ». Наказание в виде штрафа в размере 2 заработных плат до лишения свободы на срок до 7 лет.

Ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети». Наказание в виде лишения права занимать определенные должности на срок до 5 лет, либо обязательными работами на срок до 180-200 часов. При тяжких последствиях – лишение свободы на срок до 4 лет.

Ст. 138 УК РФ защищает конфиденциальность персональных данных, предусматривает наказание за нарушение тайны переписки, телефонных разговоров и т.д.

Ст. 183 Аналогична коммерческой и банковской тайне

4. Закон «О государственной тайне» (6.10.1997). В нем гос. тайна определена как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и операционно – розыскной деятельности , распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. В нем дается определение средств защиты информации – технические, криптографические, программные и др.

5. Закон «Об информации, информатизации и защите информации», №24ФЗ (20.02.1995) – даются основные определения и намечаются направления развития законодательства в данной области.

Закон выделяет следующие цели защиты информации:

1) Предотвращение утечки, хищения, утраты, подделки

2) Предотвращение угроз безопасности личности, угроз государству

3) Предотвращение несанкционированных действий

4) Защита конституционных прав гражданина на сохранение личной тайны

5) Обеспечение прав субъектов в информационных процессах

В качестве основного средства защиты информации закон предлагает мощные и универсальные средства: лицензирование и сертификацию.

В Ст. 19. данного закона:

a) Все ИС, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном законом РФ «О сертификации продукции и услуг»