Человек и общество в средневековом мире. Средневековая этика.

Человек средневековья чувствовал себя не частицей чего-то большого, социальной корпорации или сословия; он думал о себе, как об исполнителе определенной социальной роли. Так как Средневековье – время универсальных понятий и четко структурированного общества

средние века (V-XV вв.) были эпохой длительного господства религии и церкви в жизни общества. В связи с этим в данное время сформировались и доминировали теологические представления и учения об обществе и его истории. В их основе лежал основной догмат (незыблемое положение) христианской религии о том, что все, что есть, — все от Бога, т.е. сотворено им и зависит от него. Под таким углом зрения рассматривались и все вопросы, касающиеся общественной жизии.

Средневековые мыслители полагали, что общество, как и весь мир, сотворено Богом, а в развитии его имеет место провидение, т.е. дей­ствие божественного замысла, плана Творца.

С позиций теологии (бо­гословские учения) объяснялось социальное неравенство в обществе, феномен государства и власти, социальная структура и другие явления в жизни общества. Дескать, все было изначально установлено Богом, и поэтому оно незыблемо, неизменно.

Одним из виднейших мыслителей средневековья был Аврелий Ав­густин Блаженный (354-430 н.э.), родившийся в Северной Африке. В своих социально-политических взглядах он исходил из идеи социаль­ного неравенства, считая его вечным и неизменным принципом обще­ственной жизни. Неравенство—это сторона той социальной иерархии(порядка), которая установлена Творцом. Люди равны лишь перед Богом, а в реальной общественной жизни этого нет.

Философ разработал так называемую линейную концеп­цию истории как единого, целостного процесса. В истории имеется начало (им было сотворение мира), кульминационный пункт (прише­ствие Иисуса Христа и его деятельность) и конец (второе пришествие Христа и Страшный суд).

История общества, таким образом, имеет прошлое, настоящее и будущее. По убеждению Августина, в истории человечества происходит борьба двух царств ("градов") — царства Бо­жьего и царства земного. Божий град — это те люди, которые живут по заповедям Бога и которые в итоге за свое усердие будут спасены и попадут в рай. Напротив, земной град — это вероотступники, люди, которые живут не по Богу, и поэтому они непременно окажутся за это в аду. История, таким образом, имеет свое завершение, финал.

Августин подчеркивал особое место и роль церкви в жизни обще­ства. Она объединяет верующих людей, и вне ее невозможно обрести спасение. Государство подчинено церкви и выполняет функции светс­кой власти, в отличие от церкви (ей принадлежит духовная власть).

Фома Аквинский (1225-1274), самый известный и авторитетный ита­льянский философ и теолог средних веков. Следуя традиции ряда древ­негреческих философов, он тоже рассматривал человека как существо социальное, стремящееся к совместной жизни среди себе подобных. Фома воспринимал социальное неравенство как Богом созданный по­рядок в обществе. Он полагал, что государство, как.институт светской власти, представляет собой ценность, поскольку в нем тоже воплощен божественный замысел, провидение.Целью государства является обес­печение общего блага и сохранение мира в обществе. По убеждению философа, лучшей формой государства является монархия, которая воплощает в себе власть, волю одного лица, как и самого Бога в мире. Так же как и все мыслители своего исторического времени, Фома Аквин- ский подчеркивал особый статус (положение, вес) церкви в обществе. Ей принадлежат функции духовной власти, а эта власть должна но­сить полный, всеобъемлющий характер, подчиняя себе и институт государства.

Фома Аквинский подчеркивал, что политическая жизнь в обще­стве должна быть подчинена моральным целям, благу государства и всего общества.

 

 

Основой этики Средневековья становится Евангелие – Новый завет в библейском изложении, появляется новый нравственный идеал – Иисус Христос, который являл пример идеальной земной жизни. Согласно новой этической доктрине движущей силой духовного развития человека становится не знание, а его морально-нравственные качества. Развитие этих качеств определяет дальнейшее получение человеком знаний.

Учение Иисуса Христа основано на том, что главной движущей силой каждого человека должна стать любовь. Высшее ее проявление – любовь к Богу и к ближнему. Качествами, определяющими высокую духовность человека стали считать милосердие, сострадание, способность к покаянию и прощению, кротость. Впервые были высказаны идеи равенства всех людей перед законами Всевышнего.

Вместе с тем, несовершенство условий жизни привело развитие этической мысли к кризису. Как можно было объяснить наличие зла и страданий в мире, каково соотношение божественного и свободной воли человека в формировании его нравственности, в чем состоит проблема спасения души.