Назначение и режимы эксплуатации

Ассортиментные группы масел формируются для удовлетворения конкретных задач и требований, выдвигаемых в зависимости от типа двигателя и транспортного средства, назначения, мощности, режима работы, а также специфических потребностей потребителей.

Типы автотранспортных средств:

• легковые автомобили (passenger cars), к ним относятся микроавтобусы и грузовые автомобили малой грузоподъемности (vans, light trucks};

коммерческие автомобили (commercial vehicle, commercial road vehicle) - грузовые автомобили и автобусы;

• рактора (tractors) и другие самоходные (мобильные) рабочие машины (self-propellei machines, mobile equipment): сельскохозяйственные (agriculture machinery, combine-harvester), строительные (construction vehicle) и другие наземные передвижные машины (earth moving vehicle);

передвижные и стационарные устройства - электрогенераторы, компрессоры, электросварочное оборудование и др.;

• машины с двухтактными бензиновыми двигателями с воздушным или водяным охлаждением:

Омотоциклы (motorcycle), мотороллеры (motorscooter), мопеды (moped), и др., Омотолодки с подвесными лодочными двигателями (outboard engine], Омелкие хозяйственные машины, мотопилы (chain-saw).

Типы двигателей:

• бензиновые (gasoline engine, spark ignition engine, SI engine, Otto engine);

дизельные (Diesel engine, compression ignition engine, CI engine);

газовые (gas engine);

бензиновые двухтактные (two-stroke engine, TC-engine, 2-stroke engine) и четырехтактные (four-stroke engine, 4-stroke engine);

дизельные двухтактные (Diesel two-stroke engine),

Режимы работы двигателей:

• городской режим, стоп-старт режим (stop-start; stop-and-go) - движение в городе связано с частыми остановками, резкими ускорениями и торможениями, работой на холостом ходу или остановкой двигателя. Как правило, двигатель не успевает прогреться до оптимальной рабочей температуры. В таких условиях работы в двигателе образуется больше отложений, а в картере накапливается шлам. Городской режим считается тяжелым режимом эксплуатации двигателя, способствующим загрязнению и снижению ресурса масла. Интервалы замены масла сокращаются в 1,5-2 раза;

магистральный, скоростной режим (on-highway, on-road) - длительные поездки на дальние расстояния по шоссе с качественным покрытием, в режиме высоких скоростей Двигатель работает на номинальной мощности и оборотах. Такой режим, ввиду устойчивости и установившегося оптимального температурного режима. считается благоприятным и для двигателя, и для масла. Однако должно быть соблюдено полное соответствие между конструкционными особенностями двигателя и качеством масла. В противном случае, при несоответствии класса масла такой удельной нагрузке, этот режим может оказаться тяжелым и даже очень тяжелым. Если масло недостаточно устойчиво к высоким температурам и имеет недостаточно хорошие моющие свойства в камере сгорания может образовываться нагар. Кроме того, масло при такой высокой скорости и продолжительности работы должно обладать большой механохимической стабильностью, так как испытывает большую деформацию сдвига при высокой температуре.

• внемагистральный, внедорожный режим (off-highway, off-road) - эксплуатация в режимах переменных нагрузок и оборотов двигателя, высоких температур двигателя, возможной запыленности и загрязненности рабочей зоны. Тяжелый режим эксплуатации, для которого рекомендованы укороченные интервалы замены. Масла должны обладать улучшенными диспергирующими и моющими свойствами.

Сезонность:

• всесезонная работа - круглогодичная работа без сезонной замены масла повышает требования к вязкостным свойствам и их стабильности, по причине эксплуатации в расширенном диапазоне температур окружающей среды - от запуска холодного двигателя и работы зимой при температурах минус 30°С и ниже, до интенсивной, беспрерывной работы летом при + 40°С и выше;

• сезонная работа - эксплуатация в относительно узком диапазоне температур окружающей среды.