Зародження системи національної політичної економії в Німеччині ( Ф. Ліст.).Етапи розвитку та основні положення історичної школи.
Историческая школа — это немецкое явление, отразившее специфику социально-экономического развития страны.
В Германии возникла историческая школа, которая в своем развитии прошла два этапа. Поэтому различают «старую» (40-60-е годы XIX в.) и «новую» (7():е годы XIX в. -- 20-е годы XX в.) исторические школы.
"Старая" историческая школа. Основателями ее были Вильгельм Георг Фридрих Рошер (1817—1894), Бруно Гильдебранд (1812 - 1878), Карл Книс (1821-1898).
Отличия
• Формировалась в условиях экономической и политической раздробленности Германии, слабого развития национальной индустрии, отсутствия единственного внутреннего рынка и тому подобное.
• Отрицала общие законы экономического развития та необходимость теоретического анализа.
• Подменяла экономическую теорию историей национального хозяйства, предоставляла приоритет эмпирическому методу исследований и факто сбору.
В начале 70-х годов проявилась «новая», или «молодая»,историческая школа, лидером которой стал профессор Галльского, Страсбургского и Берлинского университетов Густав Шмеллер (1838—1917). Широкую известность приобрели также работы Луйо Брентано (1844 -"193 О, Карла Бюхера (1847-1930). Адольфа Вагнера (1835-1917), Альберта Эбврхарда Шеффле (1831 - 1903).
Отличия
• Формировалась в условиях экономического и политического объединения Германии, усиления движения рабочего и заострения социальных проблем.
• Признавала существование объективных экономических законов, однако отрицала их открытие путем логических обоснований.
• Полемизировала с неоклассиками (австрийской школой), марксизмом; пропагандировала идеи классового мира и социального партнерства.
• Распалась на два течения (консервативную и буржуазно либеральную)
В отличие от старой, молодая историческая школа не отрицала наличие общих экономических законов, но утверждала, что эти законы должны быть открыты на основе сбора эмпирического материала, наблюдений, индукции.
Молодая историческая школа поставила перед собой задачу создания «реалистической» экономической теории, объясняющей с помощью исторического метода организацию экономической жизни каждой нации.
На рубеже XIX--XX вв. историческая школа обратилась к изучению противоречий рыночной экономики, привлекла внимание экономической науки к вопросу о необходимости корректировки рыночного механизма посредством государственного вмешательства.
Общее
• Исторический метод исследования.
•Негативное отношение к доктринальным положениям классической политической экономии.
•Невосприятие утопического социализма, марксизма.
•Защита принципов рыночного ведения хозяйства и эволюционной формы развития общества.
•Признание первенства национальных интересов, исследования национального хозяйства с учетом его исторического развития.
• Обоснование приоритетной роли государства в достижении общенациональной цели и социального согласия
Теоретико-методологічним подпочвой формирования немецкой исторической школы стало учение выдающегося мыслителя, политика и государственного деятеля, активного поборника национального единства Германии Фридриха Листа(1789— 1846).
Исходной в теоретическом построении мыслителя была идея превращения Германии на индустриально развитое государство, способное к внешнеэкономической экспансии. "Национальная система политической экономии" была посвящена обоснованию неотложной потребности в защите "чрезвычайных интересов" Германии и других континентальных государств с целью преодоления "островного господства Англии". Следовательно, по мнению многих исследователей, в противовес классике Ф. Лист разработал не просто "национальную", а "геополитическую экономию", призванную способствовать решению общих для континентальных стран проблем.
Труд немецкого исследователя состоит из 4 книг:
Книга 1. "История" посвящена исследованию экономической истории разных стран с учетом проблем реализации национальных интересов.
Книга 2. "Теория" содержит изложение основных идей теоретической системы Ф. Листа ("национальной системы политической экономии").
Книга 3. "Системы" посвящена истории экономической мысли и
практическому анализу идей классической школы.
Книга 4. "Политика" содержит изложение истории торговой политики европейских государств и рекомендации относительно экономической политики, которую должна, по мнению автора, проводить Германия.