Общая характеристика расходов бюджета на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации

К расходам на физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации относятся расходы в области физической культуры и спорта, расходы на организацию и осуществление деятельности в области культуры и искусства, поддержка национального киновидеопроизводства и киновидеопроката, поддержка средств массовой информации, издательств и периодических средств массовой информации. Сюда также относятся расходы на осуществление руководства и управления в этих сферах, вопросы религии, а также прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации.

Физическая культура и спорт. Расходы, связанные с организацией работы, управлением, контролем и материальным обеспечением в области физической культуры и спорта: расходы на проведение республиканских, областных, городских и районных спортивных мероприятий по физкультурно-массовой и оздоровительной работе с населением; расходы на содержание всех типов специализированных учебно-спортивных учреждений, а также на содержание учебно-методических центров физического воспитания населения; расходы на содержание штатных национальных команд Республики Беларусь по видам спорта; расходы по проведению учебно-тренировочных сборов к международным спортивным соревнованиям для штатных национальных команд и сборных команд по видам спорта, по которым созданы штатные национальные команды; материально-техническому обеспечению спортивных делегаций Республики Беларусь и др.

Культура. Расходы, связанные с организацией и осуществлением деятельности в области культуры, искусства и кинематографии: расходы по обеспечению функционирования, поддержке государственных организаций культуры (библиотек; музеев, учреждений музейного типа и постоянных выставок, дворцов, домов культуры, клубов, центров и других учреждений клубного типа; центров по методической работе, включая все типы методических учреждений; экскурсионных бюро, планетариев и творческих академических мастерских и прочих учреждений культуры).

Средства массовой информации. Расходы, связанные с поддержкой и проведением государственной политики через средства массовой информации республики: асходы на телевидение и радиовещание, в том числе расходы по содержанию Национальной государственной телерадиокомпании, расходы по обеспечению распределения сигнала теле- и радиоканалов на территории республики, расходы на формирование государственного заказа по производству на конкурсной основе общественно-политических и социально значимых теле- и радиопроектов и проведение государственной политики через средства массовой информации (в том числе расходы по подготовке и выдаче в эфир теле- и радиопрограмм), а также расходы по эксплуатации (аренде) каналов и линий передач и иные аналогичные расходы в соответствии с законодательством; расходы, связанные с поддержкой печатных средств массовой информации, книгоиздания, подготовки, комплектования, выпуска и доставки социально значимых изданий, учебных программ и изданий, а также расходы на издание отраслевой научно-методической литературы и иные аналогичные расходы в соответствии с законодательством; расходы по сбору, подготовке и распространению официальной информации Белорусским телеграфным агентством (БЕЛТА), содержание Национальной книжной палаты Беларуси и других учреждений и мероприятий информационного характера, расходы на финансирование выставок, фестивалей, ярмарок, конкурсов, организацию и проведение национальных праздников, научно-практических конференций и семинаров и другие мероприятия в области средств массовой информации, расходы на содержание центрального аппарата Национальной государственной телерадиокомпании, инновационных фондов.

Прикладные исследования в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации. Расходы на проведение прикладных исследований в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации.

Вопросы религии и иные вопросы в области физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации. Расходы на реализацию мероприятий по связям с соотечественниками за рубежом в соответствии с законодательством, расходы по финансированию организаций общественного объединения "Союз писателей Беларуси" в соответствии с законодательством, а также расходы на функционирование органов, осуществляющих руководство в сфере религии и национальностей, а также другие расходы в соответствии с законодательством, связанные с вопросами религии, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации.

 

Планирование и финансирование расходов бюджета на культурно-просветительные учреждения

 

Бюджетное планирование в сфере культуры и искусства имеет свои особенности, отражающие специфику деятельности соответствующих учреждений культуры. Сеть учреждений культуры весьма разнообразна. К ним относятся прежде всего учреждения, основная деятельность которых направлена на публичный показ спектаклей, концертов, цирковых, эстрадных и других представлений (театры, филармонии, цирки, концертные залы и т.п.) и культурно-просветительские учреждения (библиотеки, музеи, выставочные залы и картинные галереи, парки культуры и отдыха, зоопарки, учреждения клубного типа и т.д.).

В основе планирования расходов на учреждения культуры лежат оперативно-сетевые показатели, которые отражают отраслевую специфику деятельности организации, его мощность и определяют объем бюджетного финансирования.

К примеру, основными показателями, характеризующими объем работы библиотек являются:

– среднегодовое число читателей;

– среднегодовое число книговыдач.

К качественным показателям деятельности библиотек относятся показатели: посещаемости (среднее количество посещений библиотеки одним читателем в год); читаемости (среднее количество книг, выданных одному читателю); книгообеспеченности (среднее количество книг библиотеки на одного читателя); обращаемости книг (среднее количество выдач книги за год).

Основным показателем, характеризующим объем работы учреждений клубного типа является количество культурных услуг, которое оказывается населению; учреждений музейного типа – количество посетителей в год и количество экспонатов основного фонда; парков культуры и отдыха – количество культурных услуг.

Данные показатели определяют расходы на текущее содержание учреждений культуры.

Расходы на учреждения культуры включают текущие расходы (на оплату труда, приобретение товарно-материальных ценностей, оплату предоставленных услуг, выполненных работ).

При определении плановых ассигнований на оплату труда следует руководствоваться Методикой определения должностных окладов, установления надбавок, доплат работникам учреждений культуры, штатными расписаниями конкретных учреждений культуры, утвержденными в соответствии с Типовыми штатами по видам учреждений.

В основу расчета должностного оклада и ставки заработной платы работников учреждений культуры положен исходный (тарифный) оклад и исходная тарифная ставка, которые определяются путем умножения тарифной ставки первого разряда, установленной Правительством, на тарифный коэффициент Единой тарифной сетки, соответствующей той или иной должности. Исходный (тарифный) оклад (ставка) повышается: за стаж работы по специальности; за особые условия работы; за работу в учреждениях культуры, расположенных в сельской местности; за статус учреждения и т.д.

Действующим законодательством для работников учреждений культуры предусмотрены также различного рода доплаты (за работу в ночное время, разделенный рабочий день и др.) и надбавки (за творческие достижения, за почетные звания, сложность и напряженность труда и т.д.).

Плановый фонд оплаты труда штатных работников определяется исходя из фонда заработной платы работников основного, административно-хозяйственного и прочего персонала в соответствии с утвержденным штатным расписанием. Число должностей основного персонала определяется в соответствии со штатными нормативами, утвержденными с учетом условий и объема работы учреждений культуры. Штаты административно-хозяйственного и прочего персонала устанавливаются в соответствии с типовыми штатами для данного типа учреждения. Штатное расписание составляется в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников культуры и искусства.

Планирование других расходовосуществляется в отдельности по каждой статье расходов. Нередко на практике процесс их планирования сводится к использованию прошлогодних объемов затрат по отдельным статьям с незначительной их корректировкой на текущий момент.

 

Планирование доходов и расходов зрелищных организаций.

 

К государственным театрально-зрелищным (концертным) учреждением относятся профессиональные театры всех жанров (стационарные и передвижные) и профессиональные музыкальные коллективы. К профессиональным музыкальным коллективам относятся симфонические, духовые и эстрадные оркестры, а также оркестры народных инструментов, хоры и капеллы, ансамбли песни и танца, хореографические и ансамбли народных танцев.

Планирование их деятельности имеет свои специфические особенности. В театрах оно включает все происходящие в нем процессы: планирование текущего репертуара и показателей производственно-финансовой деятельности. Концертные организации строят свою работу на основе плана художественных мероприятий, который должен предусматривать разностороннее концертное обслуживание населения. В плане художественных мероприятий, составляемом концертной организацией, учитываются все общественно-политические мероприятия, события, памятные даты, юбилеи. На основе плана художественных мероприятий концертная организация разрабатывает производственно-финансовый план.

Производственно – финансовый план составляется с учетом специфики и условий работы ТЗО, нормативов обеспечения культурной деятельности и количества спектаклей (концертов, представлений), установленных ТЗО органом государственного управления, а также объемов средств бюджета, доведенных ТЗО органом государственного управления, по направлениям финансирования.

План составляется на финансовый год. Распределение по кварталам объема бюджетных средств, выделенных ТЗО по нормативу финансового обеспечения, производится с учетом размеров расходов и сроков их осуществления, а также объемов собственных доходов ТЗО с целью обеспечения своевременных расчетов за оказанные услуги, работы и выплаты заработной платы работникам.

В плане находят отражение следующие основные показатели:

- норматив численности работников;

- вместимость зрительного зала;

- коммерческая вместимость зрительного зала;

- количество спектаклей (концертов, представлений), установленное органом государственного управления, в подчинении (ведении) которого находится ТЗО;

- средняя заполняемость зрительного зала;

-число зрителей;

-средняя цена одного билета на спектакль (концерт, представление);

- средняя стоимость одного спектакля (концерта, представления);

- норматив финансового обеспечения;

- доходы;

- расходы, включаемые в себестоимость;

- внереализационные расходы;

- финансовый результат (прибыль, убыток);

- налоги, сборы (пошлины) и иные обязательные платежи из прибыли;

- финансовый результат (прибыль, убыток) после уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей;

- начисленные фонды;

- использование фондов.

Доходы ТЗО состоят из:

- доходов от продажи билетов, абонементов за выступления своих или сторонних коллективов и исполнителей на стационаре, выездах и на гастролях;

- средств, поступивших от других организаций за предоставление артистической силы на сторону;

- средств, поступающих из бюджета;

- средств, поступающих от организаций в качестве возмещения (компенсации) потерь в доходах за отмену плановых мероприятий на стационаре или арендованных площадках в соответствии с заключенными долевыми договорами;

- средств, поступающих за показ по телевидению и трансляцию по радио спектаклей, концертов, представлений из текущего репертуара или специально подготовленных по договорам со студиями телевизионных и радиоустановок выступлений своих коллективов, участие в съемках кинофильмов и т.п.;

- прочих доходов от эксплуатационной деятельности в виде доходов от реализации программ, буклетов, либретто и т.п., арендной платы, поступлений от сдачи в прокат сценично-постановочных средств, инструментов и т.п.

В производственно – финансовом плане отражается всего доходов, в том числе от осуществления культурной деятельности; реализации программ (буклетов); осуществления иной предпринимательской деятельности.

Основные расходы ТЗО:

- заработная плата;

- пополнение, содержание и ремонт материального оформления постановок текущего репертуара;

- исходный реквизит, грим, билеты и другие материальные расходы по текущему репертуару;

- амортизация;

- реклама;

- комиссионное вознаграждение организациям и уполномоченным за реализацию билетов;

- оплата командировочных, транспортных расходов и аренды помещений на гастролях и выездах;

- содержание транспорта;

- оплата за услуги сторонних организаций;

- содержание, текущий ремонт зданий, оборудования;

- новые и капитально возобновляемые постановки и др.

К производственно-финансовому плану прилагаются расчеты расходов:

- на создание и обновление театральных постановок (концертных программ, цирковых представлений);

- на проведение гастролей;

- на проведение текущего ремонта капитальных строений
(зданий и сооружений) и изолированных помещений;

- на проведение капитального ремонта;

- на приобретение оборудования.

Основой планирования затрат на создание и обновление театральных постановок (концертных программ, цирковых представлений) является репертуарный план театра. Планирование затрат осуществляется на каждую новую и обновленную театральную постановку (концертную программу, цирковое представление). Кроме того в состав планируемых затрат включается оплата драматургам и композиторам за создание произведений по договорам; оплата привлекаемых режиссеров, художников, балетмейстеров, консультантов, педагогов по договорам; расходы по выездам штатного режиссера,

художника; приобретение иконографических и литературных материалов; оплата за запись музыкального и шумового оформления и другие затраты.

Планирование расходов на проведение гастролей осуществляется по каждой театральной постановке (концертной программе, цирковому представлению) с указанием, наименования страны, города и срока проведения гастролей.

Расчет расходов на проведение текущего ремонта капитальных строений (зданий и сооружений) и изолированных помещений производится в зависимости от внешней кубатуры зданий учреждения культуры и необходимости в выполнении этого ремонта на основании сметы по текущему ремонту конкретного объекта.

Расходы на проведение капитального ремонта планируются на основании перечня работ, которые требуют первоочередного выполнения, в соответствии с дефектными актами, технической документацией по установленным нормам и расценкам и включают устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные. К расчету прилагаются копии дефектных актов и предварительная сметная документация.

Расходы на приобретение оборудования. Оснащение учреждения культуры необходимым оборудованием производится в пределах ежегодно выделяемых бюджетных ассигнований с учетом наличия годного к использованию оборудования на начало года.