Неналоговые доходы бюджета

 

Неналоговые доходы – это обязательные платежи, получаемые бюджетами в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством Республики Беларусь, в том числе платежи в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства Республики Беларусь, а также добровольные поступления от юридических и физических лиц.

В состав неналоговых доходов включаются:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности. К ним относятся доходы от размещения денежных средств бюджетов и внебюджетных средств; дивиденды по акциям и доходы от других форм участия в капитале;

- доходы от осуществления приносящей доходы деятельности.Это доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности; административные платежи; доходы от осуществления приносящей доходы деятельности и компенсации расходов государства; доходы от реализации государственного имущества, кроме средств от реализации принадлежащего государству имущества в соответствии с законодательством о приватизации;

- штрафы, удержания. Включаются удержания из заработной платы осужденного к исправительным работам, к ограничению по военной службе, а также лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности, в соответствии с Уголовным кодексом Республики Беларусь, а также штрафы за совершение административных правонарушений и штрафы, назначаемые судами в случаях, установленных Уголовным кодексом Республики Беларусь;

- прочие неналоговые доходы.К ним относятся поступления сумм незаконно полученных, использованных не по целевому назначению или с нарушением законодательства средств из бюджета либо из государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, подлежащих возврату в соответствующий бюджет по результатам проверок (ревизий); сумм возмещения недостач материальных ценностей, выявленных по результатам проверок (ревизий); средств, полученных от сдачи вторичных ресурсов, лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней; средств от реализации книг замечаний и предложений; судебных издержек, взысканных судами в пользу государства и др.

7.5 Методы планирования и прогнозирования доходов бюджета

К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования и прогнозирования, относят следующие методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и другие. Реальность бюджетных показателей во многом зависит и от использования различных методов бюджетного прогнозирования, от возможности их сочетания с учетом специфики каждого. Метод экономического анализа является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он осуществляется как на макроуровне, так и микроуровнях. При проведении экономического анализа используется системный подход. В качестве системы рассматривается народное хозяйство (экономика) в целом и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесторонним. Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части, и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей. Без анализа текущего исполнения бюджета процесс прогнозирования невозможен в принципе, поэтому метод экономического анализа применяется на всех этапах бюджетного процесса. Он позволяет определить степень выполнения бюджетных показателей за истекший период и дать ожидаемую оценку исполнения бюджета в финансовом году. На этапе формирования проекта бюджета упор в аналитической работе делается на выявление резервов увеличения доходов бюджета. Применение метода экстраполяции возможно при абсолютной уверенности сохранения в дальнейшем устойчивой динамики развития. Расчет показателей проекта бюджета при этом методе производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Но этот метод имеет ряд существенных недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов бюджета; не способствует экономному использованию бюджетных средств, т.к. объем ассигнований планируется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных фактов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом. Метод математического моделирования, основанный на применении экономико-математической модели, позволяет учесть множество взаимных связывающих факторов, влияющих на бюджетные показатели, и выбрать из нескольких вариантов проекта бюджета наиболее подходящий, соответствующий принятой концепции социально-экономического развития страны и проводимой бюджетной политики. Индексный метод основан на использовании разнообразных индексов, отражающих динамику цен, динамику уровня жизни населения, реальных доходов населения. В настоящее время в бюджетном планировании достаточно хорошо применяются индексы дефляторы. Специфика индексного метода состоит в том, что в индексе количественно несравнимые величины приводятся к некоторому общему единству, делающему их сравнимыми, соизмеримыми. Использование балансового метода позволяет увязать финансовые ресурсы органов государственной власти с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития, увязать расходы бюджетов с их доходами, установить пропорции распределения средств между бюджетами разного уровня, распределить по кварталам доходы и расходы. С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов. Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода. В переходный период к рыночным отношениям усиливается роль прогнозных балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности.