Развитие научных взглядов на роль государственного бюджета. Закон Вагнера и его проявление

Взгляды на бюджет, как на регуляторы воспроизводственного процесса, складывались не сразу.

В экономической литературе доперестроечного периода отсутствует всесторонняя оценка роли бюджета в воспроизводственных процессах.

Длительное время бюджет рассматривался лишь с точки зрения централизованного денежного фонда и отождествлялся с народно-хозяйственным планом.

Только в конце 80-х - начале 90-х годов развитие рыночных отношений заставило взглянуть на бюджет, как на главный инструмент государственного регулирования.

Немецкий экономист Вагнер еще в XVIII веке, проанализировав ход развития ряда западных европейских стран, переживавших рост промышленности, пришел к выводу, что социальный прогресс вызвал растущую государственную активность, которая в свою очередь привела к росту правительственных расходов.

А.Вагнер одним из первых попытался объяснить рост государственных расходов на основе сформулированного им «закона возрастающей государственной активности» (закон Вагнера).

А.Вагнер считал, что государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее, чем объемы производства и национальные доходы.

В соответствии с законом А.Вагнера, по мере развития рыночного хозяйства государственные услуги становятся наиболее высококачественным благом. Это означает, что рост спроса на государственные услуги опережает рост дохода домашних хозяйств. Соответственно, доля государственных расходов в ВВП имеет тенденцию к росту. Рост государственных расходов объясняется усложнением системы общественно-экономических отношений, возможностью возникновения социальных конфликтов. Сохранение правопорядка требует дополнительных расходов. А. Вагнер связывает рост государственной активности с тремя факторами: 1) усложнением экономической жизни в результате развития экономики и углубляющимся разделением труда; это приводит к необходимости поддержания эффективной и действенной экономики, правопорядка, расширения юридических услуг со стороны государства; 2) развитие техники и технологии вызывает потребность в больших объемах капитала, который может быть обеспечен акционерными компаниями или государственными корпорациями, обладающими преимуществами перед мелкими фирмами; государство должно участвовать в производствах, где по техническим условиям образуются монополии для регулирования их деятельности; 3) государство усиливает активность в сферах образования и здравоохранения, где выгоды от предоставляемых услуг не восприимчивы к экономической оценке. Таким образом, закон Вагнера подтверждает определенную ограниченность рыночного хозяйства и необходимость государственного регулирования экономических процессов.