Бюджет как историческая категория. Объективные предпосылки зарождения бюджета

 

Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.

На ранних этапах общественного развития бюджет зародился в виде особой системы общественных отношений, связанных с мобилизацией определенных доходов в форме материальных ценностей для создания бюджетного фонда (государственной казны) и осуществлением государственных расходов. Формирование бюджетного фонда было обусловлено объективной необходимостью совместного удовлетворения общественных потребностей. Исторически два обстоятельства привели к росту общественных потребностей: рост населения и увеличение хозяйственной зависимости людей друг от друга, что было вызвано растущим общественным и международным разделением труда. На начальных ступенях развития человеческого общества государство имело возможность значительную часть своих затрат на удовлетворение общественных потребностей (строительство дорог, каналов, дворцов, общественных зданий и сооружений и т.д.) покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны (прямой грабеж, добыча пленных, рабов, сбор дани с побежденных и т.д.). В это время принудительные сборы со своих граждан осуществлялись лишь в исключительных случаях.

При феодализме потребности правителей вначале удовлетворялись за счет доходов от собственных имений, но по мере роста расходов устанавливались обязательные подати со своих подданных. Монархи имели возможность основную часть собранных средств бесконтрольно расходовать в своих интересах.

С разделением общественного труда, ростом производительных сил, возникновением городов, центров ремесел, расширением обмена начали развиваться товарно-денежные отношения. Общегосударственные расходы направлены уже не только на содержание двора, армии, полиции, но и на поддержку отдельных слоев населения, а также на развитие транспорта, промышленности, торговли, образования и здравоохранения. Для того, чтобы просчитать потребности в ресурсах, определить их конкретные направления, выяснить возможности финансового обеспечения государственных расходов, возникает необходимость в составлении отдельных смет затрат и доходов, затем делаются попытки объединить отдельные сметы в общую смету доходов и расходов.

Так в конце 17 века в Англии делается попытка составить единую общую смету доходов и расходов, которая получает название бюджет.

В России первые сведения об общей смете доходов и расходов государства относятся к 1654г. Однако разработка такого важного документа в России осуществлялась нерегулярно. Лишь при Петре I, когда проводились крупные реформы по увеличению доходов казны, была создана коллегия для руководства финансовыми делами. Однако ежегодно бюджет России начал составляться только с 1812г. после образования Министерства финансов.

В конце 18- начале 19 века практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год.

 

1.1.3 Особенности бюджета как финансового плана. Бюджет как централизованный фонд денежных средств