III период обучения Занятие №6
Темя: Распространение предложений путем введения однородных определений:
Цели:Учить детей подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений. Включать слова-признаки в определенное место предложения перед определяемым словом. Расширять и активизировать словарь детей. Уточнить понятия «слово», «предложение», «действие».
Ход занятия
Организационный момент.Садится тот, кто выполнит задание
логопеда (логопед подбивает задание в соответствии с темой занятия).
1. Логопед загадывает детям загадку:
,-. Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет, Им играют в волейбол, им забьют в ворота гол.
Дети отгадывают загадку и логопед достает из-под стола большой красивый мяч. После рассматривания мяча логопед спрашивает: «Какой мяч по цвету? Какой по форме? Какой по величине? Какой по материалу?» (Эти вопросы отработаны на предыдущих занятиях.)
После подбора определений (разноцветный, круглый, большой, резиновый) при помощи подсказывающих жестов логопеда, называния им слов-антонимов дети произносят следующие определения: красивый, блестящий, упругий, легкий, новый и т. п.
При назывании каждого из указанных определений логопед на наборном полотне располагает прямоугольники красного цвета по количеству подобранных слов. Потом говорит ребятам: «Мы с вами подобрали много слов про то, какой это предмет».
2. На наборном полотне логопед оставляет пять прямоугольников и достает из-под стола коробку, читая при этом стихотворение:
Здесь, в коробке, есть предметы.
Все сейчас получат свой..
Осмотри предмет, потрогай
И подумай — он какой?
Логопед раздает детям предметы, у которых легко определить цвет, форму, величину, из какого материала он сделан, и просит ребят рассказать об этих признаках предметов.
Затем показывает на пять прямоугольников красного цвета и говорит, что надо придумать пять слов о том, какой предмет.
Дети, глядя на фишки, контролируют количество подобранных ими слов. Логопед опрашивает четверых-пятерых ребят.
3. Логопед выставляет перед детьми картинку. На ней изображена девочка, несущая большой разноцветный мяч, похожий на тот, который ребята рассматривали в начале занятия. Затем логопед просит составить по этой картинке предложение из трех слов. (Девочка несет мяч.)
Количество названных слов логопед фиксирует на наборном полотне квадратиками другого цвета (например, синего) и говорит детям: «Сейчас я короткое предложение превращу в длинное, красивое, интересное».
Затем отодвигает вправо последний синий квадратик и медленно произносит предложение с пятью-шестью определениями. Например: «Девочка несет красный, большой, красивый, новый, блестящий, резиновый мяч». Необходимо акцентировать внимание детей на том, что слово мяч оказалось в конце предложения.
4. Динамическая nayза. Логопед просит детей включить в это же предложение свой четыре определения, встать, подойти к наборному полотну и каждое слово отобразить на схеме.
Аналогично распространяются другие предложении (например: «Мальчик держит флажок», «Девочка поливает цветок»).
5. Логопед выставляет перед детьми картинку, на которой нарисована девочка, несущая какой-то предмет (его изображение закрыто белым листом бумаги). Логопед говорит: «Давайте представим, что девочка несет ваш предмет (имея в виду предметы, розданные ребятам в начале занятия). Какое короткое предложение вы составите?»
После того как задание выполнено, логопед говорит: «А теперь составьте длинное предложение, где будет четыре слова о том, какой ваш предмет». (Логопед указывает на схему.)
Ребята составляют длинные предложения. Логопед следит, чтобы определяемое слово было в конце предложения и дети соотнесли проговариваемые слова с их отображением на схеме.
В заключение логопед открывает закрытый на картинке предмет и к ней составляются короткое и длинное предложения.
6. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей.