III период обучения Занятие №6

Темя: Распространение предложений путем введения однородных определений:

Цели:Учить детей подбирать к предмету или объекту возможно большее количество определений. Включать слова-призна­ки в определенное место предложения перед определяемым словом. Расширять и активизировать словарь детей. Уточ­нить понятия «слово», «предложение», «действие».

Ход занятия

Организационный момент.Садится тот, кто выполнит задание

логопеда (логопед подбивает задание в соответствии с темой занятия).

1. Логопед загадывает детям загадку:

,-. Бьют его, а он не плачет, веселее только скачет, Им играют в волейбол, им забьют в ворота гол.

Дети отгадывают загадку и логопед достает из-под стола боль­шой красивый мяч. После рассматривания мяча логопед спраши­вает: «Какой мяч по цвету? Какой по форме? Какой по величине? Какой по материалу?» (Эти вопросы отработаны на предыдущих занятиях.)

После подбора определений (разноцветный, круглый, боль­шой, резиновый) при помощи подсказывающих жестов логопе­да, называния им слов-антонимов дети произносят следующие определения: красивый, блестящий, упругий, легкий, новый и т. п.

При назывании каждого из указанных определений логопед на наборном полотне располагает прямоугольники красного цве­та по количеству подобранных слов. Потом говорит ребятам: «Мы с вами подобрали много слов про то, какой это предмет».

2. На наборном полотне логопед оставляет пять прямоугольников и достает из-под стола коробку, читая при этом стихотворение:

Здесь, в коробке, есть предметы.

Все сейчас получат свой..

Осмотри предмет, потрогай

И подумай — он какой?

Логопед раздает детям предметы, у которых легко опреде­лить цвет, форму, величину, из какого материала он сделан, и просит ребят рассказать об этих признаках предметов.

Затем показывает на пять прямоугольников красного цвета и говорит, что надо придумать пять слов о том, какой предмет.

Дети, глядя на фишки, контролируют количество подобран­ных ими слов. Логопед опрашивает четверых-пятерых ребят.

3. Логопед выставляет перед детьми картинку. На ней изображена девочка, несущая большой разноцветный мяч, похожий на тот, который ребята рассматривали в начале занятия. Затем логопед просит составить по этой картинке предложение из трех слов. (Девочка несет мяч.)

Количество названных слов логопед фиксирует на наборном полотне квадратиками другого цвета (например, синего) и гово­рит детям: «Сейчас я короткое предложение превращу в длин­ное, красивое, интересное».

Затем отодвигает вправо последний синий квадратик и мед­ленно произносит предложение с пятью-шестью определениями. Например: «Девочка несет красный, большой, красивый, новый, блестящий, резиновый мяч». Необходимо акцентиро­вать внимание детей на том, что слово мяч оказалось в конце предложения.

4. Динамическая nayза. Логопед просит детей включить в это же предложение свой четыре определения, встать, подойти к наборному полотну и каждое слово отобразить на схеме.

Аналогично распространяются другие предложении (напри­мер: «Мальчик держит флажок», «Девочка поливает цветок»).

5. Логопед выставляет перед детьми картинку, на которой нарисована девочка, несущая какой-то предмет (его изображение закрыто белым листом бумаги). Логопед говорит: «Давайте представим, что девочка несет ваш предмет (имея в виду предметы, розданные ребятам в начале занятия). Какое короткое предложение вы составите?»

После того как задание выполнено, логопед говорит: «А те­перь составьте длинное предложение, где будет четыре слова о том, какой ваш предмет». (Логопед указывает на схему.)

Ребята составляют длинные предложения. Логопед следит, чтобы определяемое слово было в конце предложения и дети со­отнесли проговариваемые слова с их отображением на схеме.

В заключение логопед открывает закрытый на картинке пред­мет и к ней составляются короткое и длинное предложения.

6. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей.