Модуль: Интегративные процессы и функции когнитивной сферы психики

Тема 6 Воображение и мышление.
Тема 7 Интеллект и творчество.

 

3.3.1. Найти в журналах «Вопросы психологии» или «Психологический журнал» с 2010 по 2015 год статью проблемам воображения, мышления или интеллекта и рассказать о её содержании по конспекту на семинаре.

3.3.2. Письменно выполните сравнительный анализ концепций мышления разных теоретических направлений. Выявите основные различия в теоретических подходах к мышлению. Расскажите на семинаре или сдайте преподавателю до 27 мая.

3.3.3. Составьте и прокомментируйте на семинаре библиографию в соответствии с ГОСТ и/или глоссарий (словарь понятий, раскрывающих тему) по одной из тем:

- Приемы творческого воображения и методы его изучения.

- Творческое мышление.

- Интуиция и творчество.

- Теории интеллекта.

- Мышление и речь.

3.3.4. Выпишите из как можно большего числа словарей определения понятия «интеллект». Выделите наиболее существенное во всех определениях и сформулируйте самое оптимальное, на Ваш взгляд. Расскажите о Вашем анализе на семинаре.

3.3.5. Литературные источники для конспектирования

На выбор из списка литературы монографии (или главы) по мышлению, интеллекту и творчеству следующих авторов: П.Блонский, Д.Брунер, Э.Боно, М.Вертгеймер, Л.Выготский, Ж.Пиаже, Р.Грановская, В.Дружинин, О.Тихомиров, М.Холодная, Р.Стернберг, Д.Майерс и др.

Поощряется самостоятельный поиск научных первоисточников, отражающих изучаемые темы, и использование конспектов первоисточников (в том числе – статей из научных психологических журналов) при подготовке к семинарам по соответствующим вопросам.

3.3.6. Подготовьте (можно совместно с одним-двумя сокурсниками) опыт по диагностике или тренингу воображения и проведите его со всей группой или в подгруппах на семинаре.

3.3.7. Подготовьте (можно совместно с одним-двумя сокурсниками) опыт по диагностике или тренингу мышления и проведите его со всей группой или в подгруппах на семинаре.

3.3.8. Проведите самостоятельное исследование по теме: «Индивидуальные особенности мышления/воображения и их проявление в учебной/профессиональной деятельности» (на конкретном примере любого человека или сравнительный анализ характеристик мышления/воображения двух человек). Научный отчет об исследовании можно сдать преподавателю до 27 мая и рассказать о нём на семинаре.

3.3.9. Сочините миф, сказку или эссе (объемом не более 2 стр.) по одной из тем:

- Куда ведёт тропа воображения?..

- «Черный квадрат» К.Малевича.

- Как поссорились интеллектуал с креативом…

Подготовьте для опубликования в институтском «Гипсокартоне». Хорошо бы рассказать её нам на семинаре.

Срок сдачи сам.р. по 3 модулю для рейтинговой аттестациидо 27 мая.

 

4. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы:

- Результаты самостоятельной работы студентов должны быть сданы преподавателю

для анализа, обсуждения и учета в рейтинговой аттестации

по 1 модулю -до 25 марта, по 2 модулю – до 29 апреля, по 3 модулю – до 27 мая.

При презентации своей самостоятельной работы на семинарах можно получить дополнительные баллы за активность по БРС.

Для автоматической сдачи экзамена по рейтинговой системе обязательны

три отчета по сам.р. (по одному заданию из каждого модуля на выбор),

которые оцениваются по форме и содержанию.

Для допуска к экзамену достаточно одного отчета по сам.р..

- Конспекты первоисточников должны быть снабжены библиографическими

ссылками согласно ГОСТ.

- Если студент делает сообщение на семинаре по первоисточнику на основе его конспекта с библиографическими ссылками и своими комментариями, он получает еще и

высший балл за активность по БРС, так же как и за осмысленную презентацию.

Рейтинговая система аттестации студентов учитывает:

- посещаемость и активность на лекциях, семинарах и практических занятиях;

- качество и количество конспектов, сообщений, презентаций, ответов и вопросов;

- результаты обучающих тестов или экспресс-контролей – 18.02, 1.04, 6.05;

- результаты рубежного контроля (8.04) и теста минимальной компетенции (ТМК-27.05);

- самостоятельную работу студентов.

Для допуска к экзамену необходимо посещать лекции, семинары и практикумы

(не менее 50%), хотя бы на «удовлетворительно» сдать рубежный контроль, самостоятельную работу и ТМК (90%).

 

Тема контрольной работы для рубежной аттестации (8.04):

Общие закономерности и специфика отдельных познавательных процессов:

от ощущения до мышления.

Тема будет конкретизирована для нескольких вариантов -

например, 1) «Сравнительная характеристика ощущения и восприятия»;

2) «Сравнительная характеристика представления и восприятия»;

3) «Сравнительная характеристика представления и памяти»; и т. д.

Сравнение (или установление сходства и различия между заданными психическими процессами) проводить по следующим пунктам:

определение или понятие, физиологические основы, свойства или характеристики, классификации, примеры проявления в деятельности и поведении.

К/р оценивается по 5-б.шкале, основной критерий оценки – самостоятельность и осознанностьв раскрытии темы и изложении проработанного по лекциям и рекомендованной литературе материала

 

5. Примерные темы и планы семинарских и практических занятий: