Длина вопросника

 

Нет необходимости, да и нереально, произвольно устанавливать допустимый объем вопросника. Мы слышали от некоторых исследователей, что продолжительность интервью не должна превышать получаса. Этой же точки зрения придерживается Департамент управления и бюджета США, требующий от любого правительственного агентства обоснования при проведении опросов продолжительностью более тридцати минут. Другие исследователи утверждают, что телефонное интервью должно длиться не более десяти-пятнадцати минут.

Тем не менее многие социологи проводили интервью продолжительностью от одного часа до полутора без каких-либо затруднений. Есть упоминания об успешных интервью продолжительностью два или три часа. Все зависит от того, насколько интересна респонденту тема интервью. Продолжительные интервью обычно связаны с волнующими многих темами, например о взаимоотношениях в семье, здоровье и опыте работы. Опросы, затрагивающие менее интересные темы, например маркетинговые исследования, намного короче и обычно продолжаются от тридцати до сорока пяти минут.

При использовании больших анкет очень важно, чтобы респондент понимал логику их построения. Для этого необходимо пропускать дублирующие и повторные вопросы, а также те, которые не дифференцируют выборку, а потому непригодны для анализа. Такие вопросы увеличивают денежные затраты на сбор и обработку информации и не способствуют большей заинтересованности респондента.

Данных в пользу того, что телефонные интервью должны быть короче, чем личные, не так много. По важным для респондентов темам телефонные интервью иногда занимали и более часа. Случается, что интервьюеру нужно сделать повторный звонок, чтобы дополнить интервью, но так бывает и при проведении личного интервью.

Хотя почтовые опросы исключают возможность непосредственного общения, длина анкеты и здесь остается очень важным показателем. По темам, вызывающим большой интерес опрашиваемых, анкеты длиной от двенадцати до шестнадцати страниц, как правило, не снижают желания респондента сотрудничать. Однако дальнейшее увеличение длины анкеты не рекомендуется. Почтовый опрос выпускников колледжа, проводившийся НЦИОМ в несколько этапов, прошел с показателем участия в среднем 80%. На одном из этапов длину вопросника увеличили от шестнадцати до двадцати трех страниц, и это привело к снижению показателя участия до 60%.

Почтовые анкеты для населения редко превышают две-четыре страницы. При таком объеме, даже если опрос проводится на темы, не очень интересные для респондентов, обычно отмечается удовлетворительный процент участия. При этом большое значение имеют оформление анкеты и качество печати. (Более подробно эта тема обсуждается в следующей главе.)

 

Резюме

 

В этой главе мы попытались подчеркнуть важность создания логичной последовательности вопросов при проектировании анкеты. Не будучи экспертами, респонденты различают анкеты с осмысленным и случайным чередованием вопросов. Тщательно продуманная последовательность способствует большей мотивации респондентов при ответе.

В интервью, как в спорте, развитие событий во многом определяется начальным этапом. Первые вопросы должны быть легкими, обращать на себя внимание и не вызывать опасений. Демографические и другие «чувствительные» вопросы следует вводить ближе к концу интервью. Обсуждая интересные респонденту темы, следует использовать «процедуры сужения» во избежание эффекта смещения. По темам, не привлекающим особого внимания, целесообразно использовать «процедуры расширения». При переходе с одной темы на другую полезно вводить связующие предложения, чтобы облегчить респонденту переключение мышления.

Фильтрующие вопросы встраиваются в вопросник таким образом, чтобы учесть все возможные варианты ответов. Это позволяет уменьшить вероятность ошибок интервьюера и получить наиболее полные ответы от респондента. И наконец, длина вопросников, особенно для почтовых опросов, в большой мере определяется важностью обсуждаемых тем. Не всякое интервью может быть ограничено во времени. В знак уважения к респонденту и из соображений экономии следует исключать малозначительные вопросы, ответы на которые вряд ли будут использованы.