Подробнее и скачать схему

АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТРОБОСКОПИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ СТБ-1 И "АВТО-ИСКРА

#15 | Категория: Авто электроника

Каталог принципиальных схем - Автомобильная электроника АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТРОБОСКОПИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ СТБ-1 И "АВТО-ИСКРА"
Нашей промышленностью выпускаются стробоскопические приборы: автомобильный стробоскоп СТБ-1 (рис. 1) и прибор "Авто-искра" (рис. 2), предназначенные для проверки и регулировки начальной установки угла опережения зажигания на автомашинах.
Известно, насколько важна для работы двигателя правильная установка начального угла опережения зажигания, а также исправность центробежного и вакуумного регуляторов угла опережения зажигания. Неправильная установка начального угла опережения зажигания всего на 2-3°, а также неисправности регуляторов опережения приводят к потере мощности двигателя, его перегреву, повышенному расходу горючего и, в конечном счете, к сокращению срока службы двигателя.
Однако проверка и регулировка угла опережения зажигания является весьма тонкой, трудоемкой операцией, которая не постоянно доступна более того опытному автолюбителю. Стробоскопические приборы позволяют упростить эту операцию. С их помощью более того малоопытный автолюбитель может в течение 5-10 мин проверить и отрегулировать начальную установку угла опережения зажигания, а также проверить работоспособность центробежного и вакуумного регуляторов опережения.
/img/s

=АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТРОБОСКОПИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ СТБ-1 И АВТО-ИСКРА
trobos2.jpg Puc.2. Внешний вид прибора АВТО-ИСКРА
Основным элементом стробоскопического прибора является импульсная безынерционная лампа, вспышки которой происходят в момент появления искры в свече первого цилиндра двигателя. Вследствие этого установочные метки, нанесенные на маховике или шкиве коленчатого вала, а также другие детали двигателя, вращающиеся или перемещающиеся синхронно с коленчатым валом, при освещении их стробоскопом кажутся неподвижными. Это позволяет наблюдать сдвиг между моментом зажигания и моментом прохождения поршнем верхней мертвой точки на всех режимах работы двигателя, т. е контролировать правильность установки начального угла зажигания, проверять работоспособность центробежного и вакуумн.ого регуляторов опережения, а также проверять работу клапанов, распределительного вала и других деталей двигателя.
Основные технические данные стробоскопических приборов СТБ-1 и "Авто-искра" приведены в табл.
1. Как видно из табл. 1, автомобильный стробоскоп СТБ-1 по своим техническим сведениям немаловажно превосходит прибор "Авто-искра".

 


Наименование параметра
Автомобильный стробоскоп, СТБ-1
Прибор "Авто-искра"
Выполняемые функции
1. Проверка и регулировка начальной установки угла опережения зажигания
2. Проверка работоспособности центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания
3. Питание электробритвы постоянным напряжением 127 В
1. Проверка и регулировка начальной установки угла опережения зажигания
2. Питание электробритвы напряжением 127 В постоянного тока
Применяемость (назначение)
Для всех типов легковых автомобилей
Только для автомобилей ВАЗ
Напряжение питания, В
От 11 до 14
От 11 до 13
Максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя, об/мин
3000
800
Допустимая мощность, потребляемая электробритвой, Вт
Не более 11
Не более 7,0
Напряжение питания электробритвы, В
От 115 до 140
От 112 до 138
Потребляемый ток, А
Не более 1,5
Не более 1,0
Ресурс работы, ч
50
Не оговорен
Температура окружающего воздуха, С
25±10
Не оговорена
Относительная влажность окружающего воздуха, %
85 при температуре +35°
Не оговорена
Масса, кг
0,7
0,8
Во-первых, по выполняемым функциям. Он позволяет не только проверять начальную установку угла опережения зажигания, но и контролировать работу центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Это качество стробоскопа СТБ-1 обусловлено его хорошими частотными свойствами, позволяющими работать без уменьшения яркости вспышек с частотой до 3000 об/мин коленчатого вала двигателя. В приборе же "Авто-искра" яркость вспышек начинает уменьшаться уже при 700-800 об/мин.
Во-вторых, применяемость стробоскопа СТБ-1 немаловажно шире, чем "Авто-искры", что связано с конструкцией прибора. Как видно из рис. 1 и 2, стробоскоп СТБ-1 подключается непосредственно к клеммам аккумулятора с помощью пружинных зажимов Кл1 и К.л2 типа "крокодил", а прибор "Авто-искра" имеет коаксиальный штекер Х4, подобный штекеру переносной лампы автомобилей ВАЗ, в связи с чем он может быть подключен только к этим авто. Габариты ручки прибора "Авто-искра" велики, и его неудобно удерживать в руке. Кроме того, прибор излучает рассеянный свет, и для того чтобы хорошо видеть метки, его приходится близко подносить к вращающемуся шкиву двигателя. А это не только неудобно, но и небезопасно.
Стробоскоп СТБ-1 свободен от указанного недостатка. Выполненный в виде пистолета с линзой, дающей хорошую фокусировку луча, он удобен и безопасен в эксплуатации. Более мощный преобразователь напряжения в стробоскопе СТБ-1 обеспечивает вероятность пользоваться практически любой коллекторной электробритвой.
Ресурс работы стробоскопа СТБ-1 немаловажно больше, чем у прибора "Авто-искра", что связано с ресурсом работы примененной в нем стробоскопической лампы (СШ5).
Стробоскоп СТБ-1 подключается к свече первого цилиндра двигателя с помощью специального переходника-разрядника Рр1, обеспечивающего практически не" ограниченное количество подключений. Прибор же "Авто-искра" подключается с помощью тонкого металлического проводника / (см. рис. 2), который обычно отламывается после 10-15 подключений.
Принципиальная схема автомобильного стробоскопа СТБ-1 приведена на рис.
3. Прибор состоит из преобразователя напряжения на транзисторах VI - V2, кремниевого выпрямительного блока V4; ограничивающих резисторов R5 и R6; накопительных конденсаторов С2, СЗ, стробоскопической лампы H1; цепи поджига стробоскопической лампы, состоящей из конденсаторов С4, С5 и разрядника Рр1; защитного диода V3 и тумблера S1 для переключения рода работы "Бритва" или "Стробоскоп".
/img/s

=АВТОМОБИЛЬНЫЕ СТРОБОСКОПИЧЕСКИЕ ПРИБОРЫ СТБ-1 И АВТО-ИСКРА
trobos4.gif Puc.4
Трансформатор преобразователя имеет также другие намоточные данные. Ограничивающий резистор R1 включен до выпрямительного моста.
Накопительный конденсатор С2 - электролитический - емкостью 10,0 мкФ, стробоскопическая лампа - ИФК-120.
Применение этой лампы вызвало изменение параметров накопительного конденсатора - напряжение зарядки уменьшено до 250-300 В" а емкость увеличена до 10 мкФ, однако яркость вспышек получилась немаловажно ниже, .чем у стробоскопа СТБ-1.
По-другому выполнена коммутация рода работы. Постоянная времени зарядки накопительного конденсатора С2 почти в 10 раз больше, чем у СТБ-1, поэтому прибором "Авто-искра" можно пользоваться лишь при малых частотах вращения вала двигателя (до 800 об/мин). При больших частотах конденсатор С2 не успевает заряжаться^ паузах между двумя вспышками, и яркость каждой вспышки уменьшается.
Стробоскоп СТБ-1 (см. рис. 1) выполнен в пластмассовом корпусе в виде пистолета с курком. Курок 1 управляет переключателем S1 (см. рис.3). При нажатии на курок переключатель устанавливается в положение "Стробоскоп". Одновременно тело курка перекрывает гнезда ХЗ, Х4 подключения электробритвы, где в это пора напряжение достигает 400-450 В.
Пружинные зажимы "крокодил" (Х5, Х6) имеют гравировку полярности и заключены в разноцветные резиновые чехлы. Корпус переходника-разрядника Рр1 пластмассовый, расстояние между электродами 3 мм, вилка Х2 и гнездышко XI выполнены из нержавеющей стали.
Конденсаторы С1, С2, СЗ - МБМ на напряжение 600 В. Конденсаторы С4, CS выполнены в виде тонких латунных трубок, надетых на изоляцию высоковольтного провода ПВС, соединяющего стробоскоп с разрядником.
Трансформатор Т1 намотан на тороидальном сердечнике ОЛ 20х32х8. Обмотки 16 и 1в имеют по 40 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,51; обмотки 1а и 1г- по 8 витков, а обмотка 11б-440 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,19. Обмотка 11а-1160 витков провода ПЭВ-2 диаметром 0,1 мм.
Прибор "Авто-искра" выполнен в прямоугольном корпусе из ударопрочного полистирола (см. рис. 2). На корпусе расположено гнездышко X1 для подключения высоковольтного провода ПВС, соединяющего прибор со свечой первого цилиндра двигателя, гнезда Х2, ХЗ для подключения электробритвы и переключатель рода работы В1. Провод питания заканчивается коаксиальным штекером Х4. Для подключения к свече первого цилиндра служит специальный металлический усик 1, закрепленный на конце провода ПВС. Переключатель S1 - ТП1-2. Все обмотки трансформатора Т1 намотаны проводом ПЭВ-2 диаметром 0,2 мм. Обмотка 1 имеет 35+35 витков, III-50 + 50, витков, II-870 витков с отводом от 460 витка. Сердечник ОЛ 20x32x8.
Подключение приборов следует производить при остановленном двигателе. При неправильной полярности подключения зажимов стробоскоп СТБ-1 работать не будет.
Прибор "Авто-искра" можно использовать и на других автомашинах, если сделать специальный переходник к коаксиальному штекеру Х4 питания, или совсем убрать штекер и вместо него к проводам припаять пружинные зажимы "крокодил". Однако при этом следует иметь в виду, что в случае неправильной полярности подключения "Авто-искра" сразу же выйдет из строя. Цепей защиты в приборе нет.
При правильном подключении питания должен быть слышен характерный писк чистого тона (около 500 Гц), являющийся результатом работы преобразователя.
При работе со стробоскопом СТБ-1 слабые вспышки лампы могут наблюдаться и без нажатия на курок, что не является неисправностью прибора. При нажатии на курок яркость вспышек возрастает в несколько раз.
Вибрационные бритвы ("Эра", "Нева" и т. д.) подключать к прибору нельзя, так как это может вывести его из строя.
Время непрерывной работы прибора во избежание выхода из строя не должно превышать 10-15 мин. Следует остерегаться прикосновений к движущимся деталям двигателя, которые в свете стробоскопа кажутся неподвижными.
А. Синельников
(В помощь радиолюбителю, вып.77.)


4 мм

 

На керамическом
L5
1
ПЭВ-10,15
каркасе, диам. 4 мм


Посереб
Бескаркасная.
Др2--ДР4
12
ренный 0.3-0.4
Диам. 5 мм. шаг 1 мм
Др5-


То же
-Др10
4
То же

Коаксиальные резонаторы предварительных каскадов применены от ламп 6С21Д (радиозондов). Можно изготовить резонаторы и самостоятельно - из листовой латуни (бронзы) толщиной 0,2-0,4 мм по чертежам рис.
4. Сеточный плунжер 1 припаивают к выводу лампы 6С17К в трех точках с применением теплоотвода, чтобы не вывести лампу из строя. Выводы катода и накала лампы подключают с помощью хомутиков
3.

Рис.
4. Конструкция коаксиального резонатора:
1 - сеточный плунжер (латунь); 2 - анодный стержень (латунь);
3-хомут (латунь); 4-надстроечный плунжер (латунь); 5 - коаксиальный вывод;
6 - заглушка резонатора (латунь); 7--корпус резонатора (латунь);
8-прокладка (слюда 005-0,1 мм); 9-лампа 6С17К.
Конструкция выходного каскада в сборе показана на рис. 5 и
6. Его коаксиальный резонатор имеет аналогичную конструкцию, только на продолжении анодного стержня установлен теплоотвод 8.

Рис.
5. Выходной каскад передатчика в сборе:
I-прокладка (слюда 0,05-0,1 мм); 2-обкладка конденсатора (латунь 0,5-1 мм);
3-прокладка (слюда 0,05-0,1 мм); 4-лампа ГС-4В; 5-коаксиальный кабель;
6 - коаксиальный резонатор; 7 - конденсатор С24; 8-теплоотвод (шайбы латунные, диам.18 и 8 мм);
9-винт МЗ; 10-уголок (латунь, 0,3- 0,5 мм): 11- текстолит фольгированный.

Рис.
6. Вид на монтаж выходного каскада
Налаживание передатчика начина-ют с предварительной подстройки контуров L1C1, L2C7 и контура, в который входит катушка L3, с помощью ГИРа. Если ГИР отсутствует, настраивать можно и с помощью ГСС. Разделительный конденсатор при этом.предварительно отключают, и на сетку лампы подают модулированный сигнал. В разрыв цепи утечки сетки следующего каскада, после переходного конденсатора включают резистор сопротивлением 10-30 кОм и параллельно ему - низкочастотный осциллограф. Вращая подстроенный конденсатор в цепи анодного контура (или латунный сердечник катушки L3), по максимуму огибающей ВЧ сигнала на экране осциллографа определяют момент настройки контура в резонанс. Такой способ настройки при высокой точности позволяет максимально уменьшить влияние измерительных приборов на контур, что особенно важно на СВЧ.
После предварительной настройки подбирают режимы и настраивают передатчик в целом. При этом особо следует обратить внимательность на оптимальные межкаскадные согласования. особенно в усилителе мощности. Настройка модулятора особенностей не имеет.
ПАРАБОЛИЧЕСКАЯ АНТЕННА
Антенна предназначена для работы в комплекте радиостанции в поле-, вых и стационарных условиях. Возможно применение антенны (при смене облучателя) и для работы в диапазоне 430-440 МГц.
Антенна проста в изготовлении, не содержит дефицитных материалов. имеет незначительную парусность, небольшую массу и практически не требует настройки. Технические данные антенны таковы: усиление антенны в диапазоне 430-440 МГц - не менее 70. в диапазоне 1215-1300 МГц - не менее 600: ширина основного лепестка диаграммы направленности в диапазоне 430-440 МГц-22°, в диапазоне 1215-1300 МГц-6-7°; масса- не более 6 кг: входное сопротивление - 75 Ом.
Конструкция антенны показана на рис.
7. Она выполнена в виде параболического зеркала, в фокусе которого установлен облучатель (рис. 8).

Рис.
7. Параболическая антенна:
1 - каркас (проволока дюралюминиевая, 0 6-8 мм); 2- отражающие провода (проволока алюминиевая, 0 2 мм);
3 - облучатель; 4 - хомутик (алюминий. 1 мм); 5 - штанга (полиэтилен);
6 - диск. (дюралюминий. 1мм); 7-хомут (алюминий, 1 мм).

Рис.
8. Конструкция облучателя.
I-труба (дюралюминий); 2-элементы вибратора (проволока медная): 3-стержень (латунь);
4-кабель коаксиальный; 5-шайба (латунь); 6- заглушка (латунь); 7 - шайба (латунь).
Параболическое зеркало укреплено вращающемся основании, которое позволяет фиксировать антенну в требуемом положении.
Облучатель представляет собой полуволновыи разрезной вибратор с рефлектором. Питание к облучателю подводится коаксиальным кабелелем с волновым сопротивлением 75 Ом. Облучатель укреплен на параболическом зеркале в двух точках с помощью хомутиков 4 и штанг 5 (полиэтлено-вых гимнастических палок длиной 1 м), на концах которых установлены винты М4 длиной 25-30 мм. Такое крепление придает зеркалу необходимую жесткость.
Каркас параболического зеркала изготовлен из дюралюминиевой прово-локи (АМГ-6) диаметром 6-8 мм.
В центральной части каркаса параболического зеркала установлен диск 6 диаметром 200 мм из листового дюраралюминия, к которому прикреплен облучатель, поворотное устройство и радиальные части каркаса зеркала.
Сборку антенны начинают с изготовления шаблона параболы в натуральную величину. Шаблон изготав-ливают из листа картона толщиной 1,5-3 мм и размерами 2500Х600 мм. Параболу вычерчивают на картоне по точкам, координаты которых вычисляют по формуле:


где F=0,7*Rо=0,7*1200=840 мм -фокусное расстояние, R - радиус раскрыва антенны.
По изготовленному шаблону выгибают радиальные части каркаса пораболического зеркала. По начерченным на плоскости окружностям диаметром 2400, 1700, 1000 мм выгибают круги каркаса, концы которых расклепывают и соединяют с помощью винтов М3 или заклепок. Сборку каркаса параболического зеркала антенны начинают с крепления радиальных частей каркаса к центральному диску винтами М3 после чего с помощью хомутов 7 к радиальным частям каркаса крепят круги диаметром 2400, 1700 и 1000 мм в указанной последовательности. На собранный каркас со стороны выпуклой части зеркала натягивают отражаюшие провода 2 (зеркало антенны) таким образом, чтобы они находилились в сечении параболы, параллельном ее оси, и расстояние между проводами не превышало 25 мм. Крепят провода на каркасе алюминиевой проволокой диаметром 1-1,5 мм. Правильность геометрических размеров параболического зеркала надобно постоянно контролировать по шаблону.
После сборки зеркала его окрашивают нитроэмалью, которая предохранит антенну от коррозии и закрепит провода на каркасе.

(Радио 8-75)