Подростка это чувство обострено. - нельзя выставлять на площадь для всеобщего
Обозрения. Это еще одна причина утраты доверия к собственным родителям.
Многие родители видят только два пути выхода из этой ситуации: <Что
же., махнуть рукойли пусть делает, что хочет?> или <Раз он мне не говорит, я
Буду за ним. следить, ходить в школу, расспрашивать у знакомых, у учителей,
подслушивать по телефону>.
Первый путь легче - отмахнуться, отказаться. Но не каждый родитель с
Этим примирится. Второй путь - это постоянное напряжение, выслеживание,
<борьба> за ребенка, который все более ожесточается, узнав, что за ним следят,
Оскорбляется и не прощает недоверия. Возможен ли третий путь? Возможен,
Хоть и не всегда. Часто он бывает более трудным, чем первые два, и требует от
Родителя работы в первую очередь над собой, а не над ребенком, зато результаты
Получаются более обнадеживающие. Это путь восстановления доверия, психоло-
Гического контакта.
Впрочем, восстанавливать можно только то, что когда-то существовало,
А потом разрушилось, но если доверия не было никогда, то его надо все-таки
Пытаться создавать заново.
Психологический контакт, близкие отношения нужны не только для того,
Чтобы быть уверенным, что ваш сын или дочь не попадут на скользкий путь, что
Выберут правильные цели в жизни, не покатятся по наклонной плоскости, но и
Для того, чтобы вовремя помочь преодолеть душевный кризис. Только будучи вни-
Мательными к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем
Рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к нашим
Проблемам и проблемам других людей. Говорите с детьми так, как бы вы хотели,
Чтобы они говорили с вами. Посмотрите на себя их глазами и ответьте на ряд
вопросов:
Какой меня видит мой сын или дочь?
Чувствует ли он, что я его люблю?
Считает ли он, что я его понимаю?
Есть ли у.него основания считать меня справедливым человеком, добрым,
Отзывчивым? . ..
Нравится ли ему, как я с ним говорю ?
Хотел, бы я, чтобы он так говорил со мной, как я с ним?
Хотел бы я, чтобы меня сейчас воспитывали так, как я его?
Каких тем я избегаю в разговоре с ним?
Чувствует ли он себя одиноким, непонятым?
II. От чего он страдает, знаю ли я об этих страданиях или даже
Догадываюсь?
Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие, которым лш оба занимае.
С у довольствием?
Родителям, которые испытывают трудности в общении с подростка.
Как правило, надо учиться говорить по душам со своим ребенком. Разговоры i
Могут касаться не только школьных дел, но и вопросов любви, семейной жш