Подростка это чувство обострено. - нельзя выставлять на площадь для всеобщего

Обозрения. Это еще одна причина утраты доверия к собственным родителям.

Многие родители видят только два пути выхода из этой ситуации: <Что

же., махнуть рукойли пусть делает, что хочет?> или <Раз он мне не говорит, я

Буду за ним. следить, ходить в школу, расспрашивать у знакомых, у учителей,

подслушивать по телефону>.

Первый путь легче - отмахнуться, отказаться. Но не каждый родитель с

Этим примирится. Второй путь - это постоянное напряжение, выслеживание,

<борьба> за ребенка, который все более ожесточается, узнав, что за ним следят,

Оскорбляется и не прощает недоверия. Возможен ли третий путь? Возможен,

Хоть и не всегда. Часто он бывает более трудным, чем первые два, и требует от

Родителя работы в первую очередь над собой, а не над ребенком, зато результаты

Получаются более обнадеживающие. Это путь восстановления доверия, психоло-

Гического контакта.

Впрочем, восстанавливать можно только то, что когда-то существовало,

А потом разрушилось, но если доверия не было никогда, то его надо все-таки

Пытаться создавать заново.

Психологический контакт, близкие отношения нужны не только для того,

Чтобы быть уверенным, что ваш сын или дочь не попадут на скользкий путь, что

Выберут правильные цели в жизни, не покатятся по наклонной плоскости, но и

Для того, чтобы вовремя помочь преодолеть душевный кризис. Только будучи вни-

Мательными к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем

Рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к нашим

Проблемам и проблемам других людей. Говорите с детьми так, как бы вы хотели,

Чтобы они говорили с вами. Посмотрите на себя их глазами и ответьте на ряд

вопросов:

Какой меня видит мой сын или дочь?

Чувствует ли он, что я его люблю?

Считает ли он, что я его понимаю?

Есть ли у.него основания считать меня справедливым человеком, добрым,

Отзывчивым? . ..

Нравится ли ему, как я с ним говорю ?

Хотел, бы я, чтобы он так говорил со мной, как я с ним?

Хотел бы я, чтобы меня сейчас воспитывали так, как я его?

Каких тем я избегаю в разговоре с ним?

Чувствует ли он себя одиноким, непонятым?

II. От чего он страдает, знаю ли я об этих страданиях или даже

Догадываюсь?

Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие, которым лш оба занимае.

С у довольствием?

Родителям, которые испытывают трудности в общении с подростка.

Как правило, надо учиться говорить по душам со своим ребенком. Разговоры i

Могут касаться не только школьных дел, но и вопросов любви, семейной жш