Раннее самоопределение обычно считается фактором положительным,

Но оно также имеет свои издержки. Подростковые увлечения нередко обуслов-

Лены случайными факторами. Подросток ориентируется только на содержание

Деятельности, не замечая других ее аспектов (например, того, что геолог должен

Полжизни проводить в экспедициях, что историю интересно изучать, но воз-

Можности применения этой специальности, если ты не хочешь быть школьным

Учителем, довольно ограниченны, и т. п.). К тому же мир профессий, как и

все остальное, часто кажется школьнику черно-белым: в <хорошей> профессии

всё хорошо, в <плохой> - всё плохо. Категоричность выбора и нежелание рас-

смотреть другие варианты и возможности часто служат своего рода психо-

Логическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений

И колебаний. В будущем это может привести к разочарованию.

Наши юноши и девушки очень плохо знают круг профессий, из которого

Им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, что

Делает их выбор в значительной мере случайным. Нередко эта неинформи-

Рованность сохраняется даже на вузовской скамье.

Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний.

У 15-17-летних юношей и девушек уровень притязаний часто завышен. Это

Нормально и даже полезно, так как стимулирует молодого человека к росту и

Преодолению трудностей. Гораздо хуже, если уровень притязаний занижен и

Юноша ник чему особенно не стремится, довольствуясь тем, что само идет к

Нему в руки. Но как избежать травм вследствие первых жизненных неудач,

Например при попытке поступления в вуз?

Некоторым не прошедшим по конкурсу молодым людям кажется, что

произошла непоправимая катастрофа, все их жизненные планы рухнули. Од-

Нако социологические исследования показывают, что те, кто всерьез ориен-

тирован на продолжение образования, реализуют эти планы несколько позже.

Не все придерживаются первоначальных ориентаций. Чем старше люди,

Тем более разветвляются их жизненные пути, а параллельно этому меняются и

Жизненные ориентации. Те, кто хотел поступить и поступил в вуз, сначала

Кажутся удовлетворенными. Но у тех, кто выбрал профессию не вполне про-

Думанно, в дальнейшем часто возникают трудности: один не справляется с

учебой, другой разочаровывается в специальности тптий лго.т."" "

фессию, то повторили бы свой выбор?> - отрицательный или неопределе

Ный ответ дали как минимум треть опрошенных социологом В. Т. Лисо

Ским студентов (обследовались четыре санкт-петербургских вуза и девять вуз