Раннее самоопределение обычно считается фактором положительным,
Но оно также имеет свои издержки. Подростковые увлечения нередко обуслов-
Лены случайными факторами. Подросток ориентируется только на содержание
Деятельности, не замечая других ее аспектов (например, того, что геолог должен
Полжизни проводить в экспедициях, что историю интересно изучать, но воз-
Можности применения этой специальности, если ты не хочешь быть школьным
Учителем, довольно ограниченны, и т. п.). К тому же мир профессий, как и
все остальное, часто кажется школьнику черно-белым: в <хорошей> профессии
всё хорошо, в <плохой> - всё плохо. Категоричность выбора и нежелание рас-
смотреть другие варианты и возможности часто служат своего рода психо-
Логическим защитным механизмом, средством уйти от мучительных сомнений
И колебаний. В будущем это может привести к разочарованию.
Наши юноши и девушки очень плохо знают круг профессий, из которого
Им предстоит выбирать, и конкретные особенности каждой профессии, что
Делает их выбор в значительной мере случайным. Нередко эта неинформи-
Рованность сохраняется даже на вузовской скамье.
Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний.
У 15-17-летних юношей и девушек уровень притязаний часто завышен. Это
Нормально и даже полезно, так как стимулирует молодого человека к росту и
Преодолению трудностей. Гораздо хуже, если уровень притязаний занижен и
Юноша ник чему особенно не стремится, довольствуясь тем, что само идет к
Нему в руки. Но как избежать травм вследствие первых жизненных неудач,
Например при попытке поступления в вуз?
Некоторым не прошедшим по конкурсу молодым людям кажется, что
произошла непоправимая катастрофа, все их жизненные планы рухнули. Од-
Нако социологические исследования показывают, что те, кто всерьез ориен-
тирован на продолжение образования, реализуют эти планы несколько позже.
Не все придерживаются первоначальных ориентаций. Чем старше люди,
Тем более разветвляются их жизненные пути, а параллельно этому меняются и
Жизненные ориентации. Те, кто хотел поступить и поступил в вуз, сначала
Кажутся удовлетворенными. Но у тех, кто выбрал профессию не вполне про-
Думанно, в дальнейшем часто возникают трудности: один не справляется с
учебой, другой разочаровывается в специальности тптий лго.т."" "
фессию, то повторили бы свой выбор?> - отрицательный или неопределе
Ный ответ дали как минимум треть опрошенных социологом В. Т. Лисо
Ским студентов (обследовались четыре санкт-петербургских вуза и девять вуз