Бенка связаны только с его ограниченным личным опытом. Будущее также
Представляется ему только в самом общем виде.
Социальные перспективы. Как писал А. С. Макаренко, чем старше возраст,
Тем дальше отодвигается обязательная грань ближайшей перспективы. У юнощи
Лет близкая перспектива уже не имеет такого большого значения, как у
Подростка в 12-13 лет.
Изменение временной перспективы тесно связано с переориентацией
Юношеского сознания с внешнего контроля на самоконтроль и ростом потреб-
Ности в достижении.
Значение разных проекций времени - прошлого, настоящего и будуще-
Го - неодинаково для людей разного возраста. Беззаботное детство живет настоя-
Щим, для юноши главным измерением времени становится будущее. Дописы-
вая предложенную неоконченную фразу <Я в своем представлении...>, 16-лет-
Ние чаще всего говорят о своих потенциях и перспективах. Сегодняшний день,
.. включая и собственное <я>, - залог будущего, момент становления: <Я в своем
.представлении...> - как короткая фраза в конце неоконченной повести:
.<Продолжение следует...> или: <Я человек, но еще не Человек>.
S Но как сознание своей единственности и особенности приводит к
Открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени
Сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и поня-
Тием смерти, занимающей важное место в юношеских размышлениях и
Дневниках. Мысль о неизбежности смерти вызывает у многих старшеклассни-
IKOB смятение и ужас. <Мне уже 1,5 лет, - пишет девятиклассница. - В этом
Возрасте Лермонтов писал свои первые стихи, Паганини потряс мир волшеб-
Ным смычком, Эварист Галуа открыл свой первый закон. А что сделала я? Я
IfHe открыла закон, не потрясла мир гармонией и красотой звуков. Я - ничто.
!>И я очень боюсь смерти. Я невольно спрашиваю себя: как могут люди
радоваться, грустить, учиться, если <все тем будем>? Попыталась найти ответ
У взрослых. Одни испуганно молчали, другие весело хохотали, а мне было
1длохо и страшно>. .
Конечно, так драматично вопрос ставится не всегда. Не все старше-
Классники расположены и способны к философской рефлексии. Одни уходят
IOT пугающих переживаний в п.овседневность, у других дело сводится к возрож-
Дению иррационального детского страха, которого юноша стыдится. Некоторые
Педагоги считают, что чем меньше старшеклассник задумывается о печальных
1вещах, тем лучше. Но этот бездумный <оптимизм> опасен. Именно отказ от
Детской мечты о личном бессмертии и принятие .неизбежности смерти застав-
Ляет человека всерьез задумываться о смысле жизни, о том, как лучше прожить