Ho не хочет принимать конструктивное решение или идти на компромисс.
Третья роль <обиженнЧяй>. Его позицию можно выразить словачи: <С моим
мнением никто не считается/Никто никогда меня не слушает/> Как правило, он
Забывает о тех ситуациях, когда его идеи принимались, зато во всех деталях
Помнит те, в которых чувствовал себя ущемленным.
И наконец, в семье может быть человек, для которого са.ш)е страшное
принятие решения, проблема выбора. Он дает понять всем остальным: <Все, что
вырешите, меня устраивает>. Одни члены семьи воспринимают его обычно Как
Слабого, нуждающегося в защите. Другие - поддразнивают и осуждают его нере-
Шительность, стремление избежать трудности.
Естественно, если семейный совет состоит из носителей подобных ролей,
Которые даже не стараются понять друг друга, то трудно ждать от него кон-
Структивных решений.
Разумеется, все это так или иначе известно любому человеку, имеющему
Родительский опыт. Однако любой ли следует перечисленным принципам воспи-
Тания? В повседневной жизни реализовать их оказывается довольно сложно.
Но какие бы проблемы ни возникали в семье, решить их проще и легче там,
Где люди открыто и доверительно общаются друг с другом. Родители часто
приходят в психологическую консультацию с жалобой: <У нас нет контакта с
ребенком. Он очень скрытен. Ничего долга не рассказывает>. Почему же так про-
Исходит? Почему порой при всей нашей привязанности к ребенку мы теряем его
Доверие ? Откуда возникает у него ощущение, что родители его не понимают ?
Нередко бывает, что маме или папе тяжело вести себя с ребенком искрен-
Не. Дети часто даже не догадываются, что думают и чувствуют их родители.
Они слышат лишь слова - поучающие, наставляющие, декларирующие некие ис-
тины. <Читает мораль>, - говорят в таких случаях дети и действительно видят
В родителях не более чем холодных моралистов.
Приходит, например, из школы II-летний сын. Он устал, чем-то расстроен.
<Отвратительная школа!Глупые учителя!> - кидает он в запале. Матери кажет-
Ся, что самое главное сейчас - остановить его раздражение, не дать волю оз-
лобленности. <Что за выражения! Как ты. можешь говорить такое? Как тебе не
стыдно!> - возмущенно замечает она. Мама уверена, что своей реакцией призыва-
Ет сына уважать школу и учителей.
Но что при этом чувствует ребенок? Обиду. Выражая возмущение, он
Невольно ждал отклика, эмоционального резонанса, а наткнулся... на непонимание.
Нередко ребенок ожидает от нас поддержки, а мы обвиняем его или просто
rO<}rLU И