В обращении с детьми, которые могут сказаться на их развитии.
увством удовлетворения: <Я люблю своих детей в равной степени и веду себя с
чими одинаково>. Но ведь дети-то разные! Может быть, и вести себя с ними
Таит по-разному?
Вот семья. В ней трое детей. Спросите родителей, кого они больше любят.
Этвет почти наверняка будет: <Всех одинаково>. Но детям кажется, что по-
Казному.
V Возьмем, например, старшего ребенка. Он первенец. Центр внимания, сре-
Оточение родительских забот и любви. Он успел за недолгую свою жизнь привык-
Нуть к этому положению, считает его естественным и незыблемым. Представ-
Яете, что такое для маленького человека, когда этот порядок вещей ломает-
я - в доме появляется новый <центр среда точения>. Первенец чувствует себя в
Еравном положении с новым членом семьи. Ему недостает родительского внима-
Ния. А родители, замечая этот душевный дискомфорт, иногда пытаются снять
Го тем, что стараются разделить свое внимание поровну между обоими. Но
Падший все равно требует больше времени, хлопот: маленький, беспомощный,
Рогательный, он естественно вызывает больше нежных чувств. И это ревниво
Пмечает первенец. Очевидно, выход тут один: не надо стремиться одинаково
Вращаться с обоими. Надо дать старшему, ущемленному в новом своем положе-
Ыи, почувствовать преимущества этого положения. Он может быть приобщен к
<которым взрослым заботам, а это, несомненно, импонирует любому ребенку.
Одители должны убедить его, что он их помощник, советчик, можно найти
Уверительную интонацию, которая будет для него равнозначна их любви, про-
Чляемой к младшему в другой форме - умиления, восхищения, нежности.
Теперь представим себе, что в той же семье появился третий ребенок и
Tio разница между ним и первыми двумя - 8-10 лет. У этого человека - свои
Юблемы. В то время как старшие уже адаптировались ко многим требованиям
"изни, когда уже сложились и стали общими многие понятия и представления,
Уединяющие их, третьему еще предстоит открыть все это для себя впервые.
DH слишком хорошо, обостренно чувствует разницу в положении между собой и
Чпаршими в этом не понятном пока для него мире.
Родители, умеющие вникнуть в проблемы младшего, найдут способ снять у
Его субъективное ощущение неравенства. Возможно, в этом случае имеет смысл
Кцен.тировать внимание и свое, и старших детей на смышлёности, сообрази-
Пельности, понятливости младшего.
Такое дифференцированное отношение к младшим и старшим детям создаст
T-Hux как раз ощущение, что любят их одинаково. Надо ли говорить, сколь различ-
ЧЮго отношения требуют к себе дети в зависизности от их темперамента, способ-