В обращении с детьми, которые могут сказаться на их развитии.

увством удовлетворения: <Я люблю своих детей в равной степени и веду себя с

чими одинаково>. Но ведь дети-то разные! Может быть, и вести себя с ними

Таит по-разному?

Вот семья. В ней трое детей. Спросите родителей, кого они больше любят.

Этвет почти наверняка будет: <Всех одинаково>. Но детям кажется, что по-

Казному.

V Возьмем, например, старшего ребенка. Он первенец. Центр внимания, сре-

Оточение родительских забот и любви. Он успел за недолгую свою жизнь привык-

Нуть к этому положению, считает его естественным и незыблемым. Представ-

Яете, что такое для маленького человека, когда этот порядок вещей ломает-

я - в доме появляется новый <центр среда точения>. Первенец чувствует себя в

Еравном положении с новым членом семьи. Ему недостает родительского внима-

Ния. А родители, замечая этот душевный дискомфорт, иногда пытаются снять

Го тем, что стараются разделить свое внимание поровну между обоими. Но

Падший все равно требует больше времени, хлопот: маленький, беспомощный,

Рогательный, он естественно вызывает больше нежных чувств. И это ревниво

Пмечает первенец. Очевидно, выход тут один: не надо стремиться одинаково

Вращаться с обоими. Надо дать старшему, ущемленному в новом своем положе-

Ыи, почувствовать преимущества этого положения. Он может быть приобщен к

<которым взрослым заботам, а это, несомненно, импонирует любому ребенку.

Одители должны убедить его, что он их помощник, советчик, можно найти

Уверительную интонацию, которая будет для него равнозначна их любви, про-

Чляемой к младшему в другой форме - умиления, восхищения, нежности.

Теперь представим себе, что в той же семье появился третий ребенок и

Tio разница между ним и первыми двумя - 8-10 лет. У этого человека - свои

Юблемы. В то время как старшие уже адаптировались ко многим требованиям

"изни, когда уже сложились и стали общими многие понятия и представления,

Уединяющие их, третьему еще предстоит открыть все это для себя впервые.

DH слишком хорошо, обостренно чувствует разницу в положении между собой и

Чпаршими в этом не понятном пока для него мире.

Родители, умеющие вникнуть в проблемы младшего, найдут способ снять у

Его субъективное ощущение неравенства. Возможно, в этом случае имеет смысл

Кцен.тировать внимание и свое, и старших детей на смышлёности, сообрази-

Пельности, понятливости младшего.

Такое дифференцированное отношение к младшим и старшим детям создаст

T-Hux как раз ощущение, что любят их одинаково. Надо ли говорить, сколь различ-

ЧЮго отношения требуют к себе дети в зависизности от их темперамента, способ-