III. а) Ты - хвастунишка. Победа твоя не так велика, чтобы ею гордиться.

Б) Ты гордишься свошии достижениями и имеешь на это право.

IV. а) Я одобряю твое поведение и поддерживаю тебя.

Б) Ты учишься ради меня. И я доволен тем, как ты это делаешь.

V. Я считаю, что тебе есть чему радоваться, и с удовольствием разделят

Эту радость.

А вот еще одна ситуация. На ее примере можно увидеть, как в реакциях

Родителей на поступки детей отражаются их собственные, родительские проб-

Лемы. ...

Восьмилетний сын приходит домой с исцарапанным лицом, в порванной

Рубашке. .Он объясняет маме, что подрался во дворе. Мама может встретить

мальчика по-разному:

Тебя .побили? Что ж ты не дал сдачи?

II. Опять ввязался в драку! Весь в отца!

III. Кто тебя побил ? Я пойду к его родителям!

IV. Опять подрался ? Подожди, вот отец придет!

V. Умойся. Садись за стол. Потом расскажешь, что случилось.

Несмотря на то что внешне все реплики выглядят так, будто вызваны

Стремлением защитить интересы ребенка, на самом деле в них легко просматри-

Ваются личные проблемы взрослого человека. В первом случае - ущемленное чувст-

Во собственного достоинства. Во втором - неприязненное отношение к мужу,

Перенесенное на ребенка. В третьем ... Как бы вы интерпретировали третий слу-

Чай? Мне кажется, что, несмотря на словесное различие с первым, означает он

То же самое.

Четвертый вариант; похоже, говорит о слабости, неуверенности в себе ма-

Тери, об ощущении ею собственного бессилия, неспособности повлиять на ребенка.

Пятый... Предлагаю вам самим определить, что именно импонирует в мате-

Ри, которая таким образом реагирует на неприятности ребенка.

Все эти нюансы, оттенки, которые чувствует ребенок в вашем отношении

К нему, чрезвычайно для него серьезны. Из них складывается важное для ребенка

Ощущение - сопереживаете ли вы ему, принимаете ли его, любите ли.

Очевидно, один из саиых острых вопросов в любой семье - это дисциплина,

С помощью которой родитель помогает ребенку лучше адаптироваться к реальной

Жизни, понимать свои права и права других людей. Дисциплина - это часть каждо-

Дневных отношений между родителями и детьми, а не то, что мы делаем в оп-

Ределенное время. Кроме того, это способ, помогающий руководить ребенком без

Доминирования над ним.

Прежде чем вести разговор о том, каким образом приучить сына или дочь к

Дисциплине, необходимо быть уверенными, что мы правильно понимаем своего

Ребенка. Почему он действует так, а не-иначе? Каковы цели и причины его пове-

Дения? Не понимая этого достаточно точно, родители часто совершают ошибки