III. а) Ты - хвастунишка. Победа твоя не так велика, чтобы ею гордиться.
Б) Ты гордишься свошии достижениями и имеешь на это право.
IV. а) Я одобряю твое поведение и поддерживаю тебя.
Б) Ты учишься ради меня. И я доволен тем, как ты это делаешь.
V. Я считаю, что тебе есть чему радоваться, и с удовольствием разделят
Эту радость.
А вот еще одна ситуация. На ее примере можно увидеть, как в реакциях
Родителей на поступки детей отражаются их собственные, родительские проб-
Лемы. ...
Восьмилетний сын приходит домой с исцарапанным лицом, в порванной
Рубашке. .Он объясняет маме, что подрался во дворе. Мама может встретить
мальчика по-разному:
Тебя .побили? Что ж ты не дал сдачи?
II. Опять ввязался в драку! Весь в отца!
III. Кто тебя побил ? Я пойду к его родителям!
IV. Опять подрался ? Подожди, вот отец придет!
V. Умойся. Садись за стол. Потом расскажешь, что случилось.
Несмотря на то что внешне все реплики выглядят так, будто вызваны
Стремлением защитить интересы ребенка, на самом деле в них легко просматри-
Ваются личные проблемы взрослого человека. В первом случае - ущемленное чувст-
Во собственного достоинства. Во втором - неприязненное отношение к мужу,
Перенесенное на ребенка. В третьем ... Как бы вы интерпретировали третий слу-
Чай? Мне кажется, что, несмотря на словесное различие с первым, означает он
То же самое.
Четвертый вариант; похоже, говорит о слабости, неуверенности в себе ма-
Тери, об ощущении ею собственного бессилия, неспособности повлиять на ребенка.
Пятый... Предлагаю вам самим определить, что именно импонирует в мате-
Ри, которая таким образом реагирует на неприятности ребенка.
Все эти нюансы, оттенки, которые чувствует ребенок в вашем отношении
К нему, чрезвычайно для него серьезны. Из них складывается важное для ребенка
Ощущение - сопереживаете ли вы ему, принимаете ли его, любите ли.
Очевидно, один из саиых острых вопросов в любой семье - это дисциплина,
С помощью которой родитель помогает ребенку лучше адаптироваться к реальной
Жизни, понимать свои права и права других людей. Дисциплина - это часть каждо-
Дневных отношений между родителями и детьми, а не то, что мы делаем в оп-
Ределенное время. Кроме того, это способ, помогающий руководить ребенком без
Доминирования над ним.
Прежде чем вести разговор о том, каким образом приучить сына или дочь к
Дисциплине, необходимо быть уверенными, что мы правильно понимаем своего
Ребенка. Почему он действует так, а не-иначе? Каковы цели и причины его пове-
Дения? Не понимая этого достаточно точно, родители часто совершают ошибки