Преодолеть трудности. Это хорошо, что ты умеешь чувствовать, выражать
Fceou чувства и быть открытым с людьми. Постепенно ты. научишься многому,
Станешь самостоятельным. Я верю, ты добьешься всего., к. чему будешь стре-
миться>.
Конечно, каждый родитель может выражать это по-своему. Но каждому
Необходимо поддерживать у ребенка уверенность в себе. Для этого нужно быть
Зотовым и терпеливо относиться к тому, что дети ошибаются.. Ошибки ребенка
Е должны раздражать вас настолько, чтобы вы почувствовали, отчуждение. Не
Поддавайтесь искушению сравнивать сына или дочь с другими детьми, у которых,
Ffa ваш взгляд, больше достоинств. Ваш ребенок всегда должен чувствовать, что
FfH. неповторим и что вы любите его таким, каков он есть..,
Когда у ребенка одна за другой следуют неудачи в школе, расстроенные
Одители часто упрекают его в этом, и тому начинает казаться, будто никаких
Достоинств у него нет. У него сильно снижается самооценка, опускаются руки, и
Му становится сложно преодолевать трудности. Между тем любые усилия ре-
Бенка, даже те, что не ведут к непосредственному результату, родитель может
Д.обрить, дать понять, что мама и папа чувствуют его старания, даже если он
Не достиг больших успехов.
Однако может быть по-другому. Родители вроде бы одобряют поведение
Гбенка, но тот вовсе не воспринимает их реакцию как одобрение. И это не слу-
Йно. Неосознанно взрослые часто выражают скрытое недовольство.
Между тем главное, что важно знать ребенку, - это именно то, как мы
Ко оцениваем и чего ожидаем от него. То, как он интерпретирует реакции мамы.
Папы, в большой степени определяет его собственные чувства, оценки, кото-
Пые он дает себе и другим людям, и даже его поведение в будущем.
Представим себе несколько ситуаций, в которых может оказаться ребенок.
девятилетняя дочь показывает папе классную работу по математике: <Видишь!
ятерка!> Папина реакция может быть различной. Вот несколько вариантов:
Получила пятерку? Тебе кто-нибудь помог?
II. Я же говорил - можешь, когда захочешь. Только вот не хочешь!
III. Держу пари, ты гордишься собой.
IV. Теперь я тобой доволен.
V. Молодец! Я рад за тебя.
Как часто, автоматически <отмахиваясь> привычными репликами, мы не
Даем себе труда вдуматься в их эмоциональный смысл. А между тем смысл этот
Учень тонко и точно улавливает ребенок. Для него приведенные выше фразы могут
означать:
1-, ". ". 1: Я знаю, что у тебя мало способностей. Я не верю, что ты. в состоянии
fiCOMa соображать. Думаю, что все твои усилия нппппгии п лл, .... -".."
Две следующие реплики могут быть расшифрованы ребенком по-разному: