Преодолеть трудности. Это хорошо, что ты умеешь чувствовать, выражать

Fceou чувства и быть открытым с людьми. Постепенно ты. научишься многому,

Станешь самостоятельным. Я верю, ты добьешься всего., к. чему будешь стре-

миться>.

Конечно, каждый родитель может выражать это по-своему. Но каждому

Необходимо поддерживать у ребенка уверенность в себе. Для этого нужно быть

Зотовым и терпеливо относиться к тому, что дети ошибаются.. Ошибки ребенка

Е должны раздражать вас настолько, чтобы вы почувствовали, отчуждение. Не

Поддавайтесь искушению сравнивать сына или дочь с другими детьми, у которых,

Ffa ваш взгляд, больше достоинств. Ваш ребенок всегда должен чувствовать, что

FfH. неповторим и что вы любите его таким, каков он есть..,

Когда у ребенка одна за другой следуют неудачи в школе, расстроенные

Одители часто упрекают его в этом, и тому начинает казаться, будто никаких

Достоинств у него нет. У него сильно снижается самооценка, опускаются руки, и

Му становится сложно преодолевать трудности. Между тем любые усилия ре-

Бенка, даже те, что не ведут к непосредственному результату, родитель может

Д.обрить, дать понять, что мама и папа чувствуют его старания, даже если он

Не достиг больших успехов.

Однако может быть по-другому. Родители вроде бы одобряют поведение

Гбенка, но тот вовсе не воспринимает их реакцию как одобрение. И это не слу-

Йно. Неосознанно взрослые часто выражают скрытое недовольство.

Между тем главное, что важно знать ребенку, - это именно то, как мы

Ко оцениваем и чего ожидаем от него. То, как он интерпретирует реакции мамы.

Папы, в большой степени определяет его собственные чувства, оценки, кото-

Пые он дает себе и другим людям, и даже его поведение в будущем.

Представим себе несколько ситуаций, в которых может оказаться ребенок.

девятилетняя дочь показывает папе классную работу по математике: <Видишь!

ятерка!> Папина реакция может быть различной. Вот несколько вариантов:

Получила пятерку? Тебе кто-нибудь помог?

II. Я же говорил - можешь, когда захочешь. Только вот не хочешь!

III. Держу пари, ты гордишься собой.

IV. Теперь я тобой доволен.

V. Молодец! Я рад за тебя.

Как часто, автоматически <отмахиваясь> привычными репликами, мы не

Даем себе труда вдуматься в их эмоциональный смысл. А между тем смысл этот

Учень тонко и точно улавливает ребенок. Для него приведенные выше фразы могут

означать:

1-, ". ". 1: Я знаю, что у тебя мало способностей. Я не верю, что ты. в состоянии

fiCOMa соображать. Думаю, что все твои усилия нппппгии п лл, .... -".."

Две следующие реплики могут быть расшифрованы ребенком по-разному: