Аются у детей 6-7 лет либо спонтанно, в процессе игровой и практической

Деятельности, либо на занятиях в детском саду. Их основной прием, как правило,

Остоит в присчитывании или отсчитывании по 1, реже - по 2. Но устный счет,

Которому придается большое значение в начальной школе, основан на групповом

Чете, т. е. на знании состава числа.

ь Ознакомить ребенка с понятием <состав числа> можно на наглядном приме-

Те. Для начала лучше взять небольшое число - 3 или 4. Ребенку предлагают,

Например, разложить 3 палочки на 2 кучки. Очень скоро ребенок убедится, что

возможны только два варианта: 1 и 2 или 2 и 1. Это и есть модель понятия

состав числа>, т. е., чтобы получить число 3, надо к 1 прибавить 2 или к 2

прибавить 1 (вариант 1+1+1 дети знают, так как решают его присчетом по 1).

Lo же упражнение проделывается и с другими числами. Дети воспринимают эти

Ванятия как веселую игру и подготавливаются к освоению состава числа в школе.

Старшие дошкольники легче (и с большим интересом) решают простую

Задачу, чем аналогичный числовой пример. Поэтому если решение примера 53

вызывает у них затруднение, то следует предложить задачу типа <У тебя было 5

KKOHfhcm мпмп [)пап ечпр ? Г.к.пп.ьк.п (;т/1Л.о всего?> - и ответ спазу будет готов. В

Он тем не менее методом присчета по 1. Хотя этот метод и полюгает ребенку

Решать конкретные задачи, но при решении абстрактных примеров, где числа не

Имеют наименований, возможности метода присчета ограничены. Поэтому если

Ребенок не усвоит принципа составления чисел, не будет знать таблицы сложения.

Он неминуемо столкнется с большими трудностями, поскольку школьная программа

По математике довольно сложная. Так, первоклассники, решающие примеры в

Первом десятке путем присчета, становятся в тупик при решении примеров во

Втором десятке и в сотне. Кроме того, при волнении и спешке они допускают

Много ошибок и в простых примерах.

Несмотря на хорошую подготовку к школе в детских садах и активное учас-

Тие в ней родителей, уровень готовности первоклассников в принципе не может

Быть совершенно одинаковым. Кроме различий в интеллектуальной подготовке ска-

Зываются и индивидуально-типологические особенности детей. Одни чрезмерно

Ответственны, любое замечание педагога принимают на свой счет, малейшее

Несоответствие своей работы с требованиями учителя воспринимают как тра-

Гедию. Другие же еще не осознали всей серьезности школьного обучения, проявля-

Ют беспечность, забывчивость. Некоторые дети очень напряжены на уроках и

Устают от этого, другие устают от постоянного переключения внимания на

Всё, что происходит в классе, - как важное, так и несущественное. Но все дети