Длинной и утомительной. Интерес - критерий доступности. Если ребенок начал
Зевать и отвлекаться, значит, объяснения уже недоступны ему. Родители могут
Сами проверить, как ребенок умеет думать, на некоторых простых заданиях.
Например, попросите ребенка сравнить два предмета, имеющих между собой
Сходство и различие (мяч И воздушный шар), два явления (дождь и град), два
Понятия (город и деревня). Выполняя это задание, дети, как правило, сначала
Устанавливают различие, а потом находят общее, что для них является более
Трудной задачей. Можно предложить ребенку обобщить какую-то группу пред-
Метов, начав с простых обобщений - посуда, мебель, затем перейти к более
сложным типа <вещи, в которые можно что-то положить>, <осветительные
приборы>, <спортивный инвентарь> и т. д. Такие задания не только дают
Родителям информацию об интеллектуальных возможностях ребенка, но и
Расширяют его словарный запас, учат более точно формулировать свои мысли
И рассуждать вслух.
Прочитав с детьми рассказ или сказку, посмотрев фильм, послушайте их
Пересказ и проследите, насколько логично передано содержание. Если же
Ребенок посмотрел фильм или прочел книгу самостоятельно, наберитесь
Терпения и выслушайте его пересказ от начала до конца. Если вам не ясно, о
Чем идет речь, значит, ребенок и сам до конца не понял содержание увиденного
Или прочитанного. В частности, это можно обнаружить, когда дети смотрят
Фильмы для взрослых. Такие фильмы не развивают детей, а засоряют их головы
Ненужной информацией. То же происходит, если родители усиленно развивают
Ребенка-дошкольника в какой-то одной области, особенно если информация,
(которую получает ребенок, сложна и объемна. В этом случае нагрузка больше
<на память, чем на развитие мышления, не остается времени на общение и
Цигры со сверстниками, чтение детских книг и т. д. Приведем пример. В одной
TeeMbe отец увлекался астрономией и приобщил к своему увлечению сына 6
1яет. Мальчик знал названия многих планет, узнавал их на небе. Основное
1время проводил с отцом на лекциях в планетарии, рассматривал книги по
Астрономии. Отец не учел, что лекции, интересные для него, могут быть не-
Доступны ребенку. Хвалил мальчика за то, что он увлечен серьезным делом.
Юднако при поступлении в школу оказалось, что ребенок не знает точно своего
Адреса, не знает названия ни одного дерева, кроме березы, не может расска-
Зать ни стихотворения, ни содержания прочитанной книги. Его отец был по-
Йфясен. Он считал, что если его сын разбирается в такой сложной науке, как
Астрономия, то более простые вещи ему должны быть хорошо известны.