Длинной и утомительной. Интерес - критерий доступности. Если ребенок начал

Зевать и отвлекаться, значит, объяснения уже недоступны ему. Родители могут

Сами проверить, как ребенок умеет думать, на некоторых простых заданиях.

Например, попросите ребенка сравнить два предмета, имеющих между собой

Сходство и различие (мяч И воздушный шар), два явления (дождь и град), два

Понятия (город и деревня). Выполняя это задание, дети, как правило, сначала

Устанавливают различие, а потом находят общее, что для них является более

Трудной задачей. Можно предложить ребенку обобщить какую-то группу пред-

Метов, начав с простых обобщений - посуда, мебель, затем перейти к более

сложным типа <вещи, в которые можно что-то положить>, <осветительные

приборы>, <спортивный инвентарь> и т. д. Такие задания не только дают

Родителям информацию об интеллектуальных возможностях ребенка, но и

Расширяют его словарный запас, учат более точно формулировать свои мысли

И рассуждать вслух.

Прочитав с детьми рассказ или сказку, посмотрев фильм, послушайте их

Пересказ и проследите, насколько логично передано содержание. Если же

Ребенок посмотрел фильм или прочел книгу самостоятельно, наберитесь

Терпения и выслушайте его пересказ от начала до конца. Если вам не ясно, о

Чем идет речь, значит, ребенок и сам до конца не понял содержание увиденного

Или прочитанного. В частности, это можно обнаружить, когда дети смотрят

Фильмы для взрослых. Такие фильмы не развивают детей, а засоряют их головы

Ненужной информацией. То же происходит, если родители усиленно развивают

Ребенка-дошкольника в какой-то одной области, особенно если информация,

(которую получает ребенок, сложна и объемна. В этом случае нагрузка больше

<на память, чем на развитие мышления, не остается времени на общение и

Цигры со сверстниками, чтение детских книг и т. д. Приведем пример. В одной

TeeMbe отец увлекался астрономией и приобщил к своему увлечению сына 6

1яет. Мальчик знал названия многих планет, узнавал их на небе. Основное

1время проводил с отцом на лекциях в планетарии, рассматривал книги по

Астрономии. Отец не учел, что лекции, интересные для него, могут быть не-

Доступны ребенку. Хвалил мальчика за то, что он увлечен серьезным делом.

Юднако при поступлении в школу оказалось, что ребенок не знает точно своего

Адреса, не знает названия ни одного дерева, кроме березы, не может расска-

Зать ни стихотворения, ни содержания прочитанной книги. Его отец был по-

Йфясен. Он считал, что если его сын разбирается в такой сложной науке, как

Астрономия, то более простые вещи ему должны быть хорошо известны.