Однако .ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и
Выки - это определяющее и единственное мерило интеллектуальной готов-
Сти ребенка к школе.
Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения
Авнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, потре-
Ют достаточно развитых познавательных процессов. Как наш шестилетка?
IOTOB ли он к этому?
Исследования обнаружили, например, что к старшему дошкольному воз-
Асту дети овладевают некоторыми рациональными способами обследования
Нешних свойств предметов, пользуясь усвоенной системой общественно
Йработанных эталонов. Применение их дает возможность ребенку дифферен-
Ированно воспринимать, анализировать сложные предметы.
Оказалось, что дошкольникам доступно понимание общих закономер-
Остей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6-7 лет ребенок
Дособен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взам-
ЙОдействии организма со средой, зависимость между формой предмета и его
Функцией, стремлением и поведением. Однако достаточно высокого уровня
Наватёльной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в
Г период направлено на активное развитие мыслительных процессов, является
Шестилетний ребенок может многое. Но не следует и переоценивать его
Умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но
Еще не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен.
Высшие формы образного мышления являются итогом интеллектуального раз-
Вития дошкольника.
Опираясь на высшие схематизированные формы образного мышления,
Ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства,
Отношения между предметами окружающей действительности. С помощью
Наглядно-схематического мышления дошкольники без особого труда не только
Понимают схематические изображения, но и успешно пользуются ими (на-
пример, планом помещения для нахождения спрятанного предмета - <секрета>,
Схемой типа географической карты для выбора верной дороги, графическими
Моделями при конструктивной деятельности). Однако, даже приобретая черты
Обобщенности, мышление ребенка остается образным, опирающимся на ре-
альные действия с предметами и их <заместителями>.
Нетолько педагогам, но и родителям полезно знать положение психоло-
Гов о ведущей роли практической деятельности в развитии детей, о важной
Роли наглядно-действенного и наглядно-образного мышления - специфически
Дошкольных форм мышления. Кстати, исследования, проведенные в послед-