Арисовав схематически Кощея как переплетение линий, образующих контур фигуры.
\скоре дети с гордостью говорят отцу: <Я научился рисовать Кощея, как ты>.
fpu этом рисунок затушевывается, зачеркивается, после чего следует утвер-
ительное <он исчез>, т. е. растворился, пропал, ушел из сознания. Следует от-
утить, что <борьба> с Кощеем у детей более успешна при поддержке отца, а с
Абой Ягой - при участии в игре и рисовании матери.
Уже в 3,5 года мальчики (девочки на год позже) в ответ на вопрос, снилось
l им что-нибудь страшное, с уверенностью отвечают: <Я их всех прогнал>. Тем
Шым отрицательные сказочные персонажи перестали действовать, как раньше,
L воображение; вызывают только интерес, как все сказки и игра в целом. Гордость
1 одержанную победу над силами зла звучит в словах <Я сильнее Бармалея>, <Я
челый>. К 4 годам мальчики и к 5- девочки уже не вспоминают о Бабе Яге,
ощее и Бармалее, ставших, таким образом, <отработанным материалом> в
Взнании детей.
Ломимо рассмотренных страхов есть еще один абстрактный страх или
сточник беспокойства (тревоги) у младших дошкольников. Это страх <быть
икем>, т. е. не значить, не представлять никакой ценности, быть как бы пустым
Тестом. Его предпосылкой является страх отсутствия матери в 7 месяцев, когда
Ребенок начинает осознавать себя как одно целое с ней, испытывая чувство при-
Вязанности (единения). И теперь, в 3 года, он боится потерять прежде всего
Ать, как наиболее эмоционально близкого человека. Поскольку мать и он уже
Доставляют группу, то в более широком контексте это означает и страх потери
Рупповой поддержки, принадлежности к группе, страх остаться одному, в
Оляции, как и страх быть отвергнутым со стороны окружающих людей. Поэтому
vnv ни a vnii-nu йп\}?пм тпр.буются эмоциональная
Превращается в страх (опасения), который сопровождается нередко компен-
Саторно-заостренной потребностью в признании, стремлением обратить на себя
Внимание любой ценой. Проявляется это в виде капризов, плача, повышенной
Обидчивости, неустойчивости настроения, эгоцентрической фиксации на болез-
Ненных ощущениях, различных страхах, особенно перед сном, приобретающих к
Тому же все более устойчивый и выраженный характер. Этим ребенок как бы
Выражает свое страдание, душевную боль, нереализованную потребность в при-
знании и поддержке, словно говоря: <Пожалейте меня, обратите внимание,
поговорите нежно, приласкайте, успокойте>. Если вместо этого родители вы-
Держивают принципиальную линию поведения, бескомпромиссны в своих требо-
ваниях, слишком" сосрёдотоенына своих проблемах,, то налицо риск появления