Более того, может вызвать в своем ребенке неблагоприятные эмоциональные пе-
Реживания, исказить развитие его личности. Вот и опять получается, что
Внутриличностная гармония взрослого, творческое движение вперед вместо
Тревожных отступлений определяют фундамент, основы правильного воспита-
Ния ребенка.
; Наряду со способностью творческого выбора для гармоничного душевного
Мира характерна способность брать на себя ответственность. Это важнейшее
Личностное качество также крайне необходимо для формирования у ребенка
Основных, базисных эмоциональных переживаний, для закалки воли и характера.
Психологическая ответственность в аспекте воспитания означает определенную
(щепень уверенности родителя в самом себе, способность следовать необходимым
"правилам, выполнять свои обязательства по отношению к ребенку и другим людям.
Безответственный, часто меняющий свои решения, постоянно раскаивающийся в
Своих поступках, сомневающийся всегда и во всем родитель может либо полностью
Потерять уважение и доверие своего ребенка, либо совершенно дезориентировать
И наконец, еще одной важной характеристикой гармонической личности
Следует считать постоянное желание познавать и понимать, изучать и наблюдать
Самого себя, пытаться постичь, что тебе самому нравится, а что нет, что для
Тебя хорошо и что плохо, что в тебе сильного, а что является слабостью, не-
Совершенством, что открывает тебя миру и другим людям, а что ставит барьер
На пути к познанию и совершенствованию. Человек, умеющий задавать себе эти
Вопросы, постоянно ищущий ответы на них, может быть хорошим воспитателем
Хотя бы уже потому, что сумеет так же пристально и внимательно вглядываться
В своего ребенка, познавать его формирующийся душевный мир, ставить перед
Ним задачи на оценку себя и других.
Гармоничный человек способен быть поистине любящим ребенка человеком.
Старшим, который берет на себя ответственность за младшего. Старший
Понимает, что знает и умеет больше, но он твердо знает, что ребенок не есть
Что-то особое, качественно отличное от него самого и принадлежащее к другому
Миру, он скорее видит сходство, чем отличие. Мудрый и любящий воспитатель
Старается совершенствовать младшего, пытается делать его лучше, чем он сейчас
Есть, но не таким, каков есть он, старший, а таким и в тех неповторимых
Возможностях, в которых может развиваться младший. И тогда действительно
Становится понятным, что для гармонично развитого человека, для человека с
Творческим душевным миром нет ничего естественнее воспитания. Так же как он