Характеристика игровых форм театрализованных представлений для детей в учреждениях дополнительного образования.
Прием театрализации ориентирован на создание, единого сквозного действия. Оно в свою очередь способствует максимальному вовлечению в него зрителя. Трудно представить себе досуговую программу без активной и своеобразной театрализации.
Подлинная суть театрализации в - в создании единого «сквозного действия», которое не только бы объединяло и подчиняло себе все используемые компоненты (выступления поэтические, прозаические, музыкальные, кинофрагменты), но и создавало бы необходимые условия для активного действенного соучастия всех присутствующих на этом мероприятии. Иначе говоря, именно театрализация превращает зрителя-слушателя, зрителя-наблюдателя в зрителя-участника, то есть «актера» (он выполняет несложные сценические задачи, обусловленные замыслом организатора).
Для детей в учреждениях дополнительного образования организуют игровые театрализованные представления.
В игровом театрализованном представлении обязательно должно присутствовать либо обычное, присущее пьесам, либо особым образом организованное действие, которое служит развитию основной идеи. Это роднит рассматриваемый нами жанр с драмой, давая основание причислять его к сценарной драматургии. В игровом театрализованном представлении нет временных и пространственных ограничений. Важнейшим элементом художественного языка, а также и важнейшим элементом действия здесь является игра в силу ее особого языка, специфики и возможностей. Она заключается в привлечении к активному сотворчеству зрителей, как в создании сюжета, драматической коллизии, так и в развитии действия. Сюжетная основа сценариев игровых театрализованных представлений часто заимствуется у сказки или известного литературного произведения.
Следующей формой театрализованного представления является импровизационно-игровая театрализация.
В последнее время широкое распространение получили инсценировки, которые создаются самими зрителями, свободно импровизирующими в обусловленных темой или сюжетом рамках. Импровизационно-игровые театрализации — это условный термин. Считается, что эта форма родилась в Германии, где она носит название детского импровизационного театра. В России эта форма прослеживается и в древних хороводах, и в крестьянском (фольклорном) театре, а в 70—80-х годах прошлого века многие наши отечественные культорганизаторы фактически свою работу с детьми строили именно на основе импровизационной театрализации. Конечно, органично ввести игру в импровизационно-игровые театрализации очень трудно, но зато и эффект значительно выше. Подобные театрализации создаются по особой методике. Суть ее заключается в том, что представление создается как будто бы сию минуту самими зрителями, а ведущие (часто в роли сказочников или сказочных героев) только намечают контуры сюжета. Ясно, что организовать такое действие невозможно без предварительной активизации фантазии зрителей, без серьезной организационной и методической подготовки.
Следующей формой театрализованного представления является игровая пьеса— это собственно пьеса, в которую включаются игры или игровые эпизоды со зрителями.
Главный прием авторов — диалоги персонажей со зрителями, где зрители выступают в роли коллективного и, как правило, положительного персонажа.
В большинстве случаев игровые пьесы пишутся по мотивам сказок. Это дает им возможность легко включаться в действие и развивать его в соответствии с веками сложившимися функциями и структурой сказки.
Таким образом, театрализованное представление имеет множество форм проявления. Их описание и классификация в принципе возможны, но всегда будут неполными, так как в известную форму постоянно вносится что-то новое, что создает множество разновидностей жанра. Для детей в учреждениях дополнительного образования организуют: игровые театрализованные представления, импровизационно-игровые театрализации, игровые пьесы.
Практическое задание №1. Разработайте сценарный ход театрализованной игровой программы.
Инструкция.
При выполнении практического задания необходимо помнить:
1. Разработка сценарного хода начинается с формирования замысла.
2. Определение темы и идеи программы.
3. Развитие сюжетного хода: исходное событие, основное событие, центральное событие, главное событие.
14. Методика организации и проведения интеллектуально – познавательных игр, роль ведущего в организации игрового действия.
Методика организации и проведения интеллектуально-познавательных игр.
Интеллектуально-познавательные игры (известные также как эрудиционы, викторины) -- на сегодняшний день одна из самых популярных форм работы с детьми. Интерес к играм подобного рода увеличивается с каждым годом. На сегодняшний день, благодаря телевидению, существуют десятки игр - соревнований в эрудиции, известных всей стране. Это: «Слабое звено», «Звездный час», «Своя игра», «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером», «Умники и умницы
Интеллектуально-познавательные игрыэто один из типов культурно-досуговых программ, которые чрезвычайно популярные среди школьников среднего и старшего возраста. Это такие игры, где успех достигается, прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.
Все интеллектуально-познавательные игры независимо от их названий обладают сходными чертами, а их подготовка и проведение осуществляются, но одному организационному алгоритму. Но прежде чем раскрыть этот алгоритм, необходимо выделить сходные черты, которые присуши всем без исключения играм.
Вот три ключевых признака любой интеллектуально-познавательной игры:
1. Наличие специальных вопросов, на которые следует ответить во время игры ее участникам.
2. Наличие специальных правил, придерживаясь которых следует отвечать на вопросы.
3. Наличие игрового сюжета, игровой интриги, которая является внешней «оболочкой» игры.
На каждом из этих компонентов следует остановиться подробнее.
Вопросы.
Не всякий вопрос годится для интеллектуально-познавательной игры. К сожалению, этой, казалось бы, очевидной истиной очень часто пренебрегают многие организаторы игр. Порой в той или иной игре встречаются некорректные вопросы, и это приводит к спорам и конфликтам между участниками и ведущим.
Правила.
В каждой интеллектуально-познавательной игре есть свои правила, и даже можно сказать, что они отличаются друг от друга, прежде всего правилами. Но хотя правила разные, при внимательном их рассмотрении можно обнаружить некую закономерность. Она заключается в том, что все правила, по сути, являются ответами на одни и те же вопросы организационного порядка. Всего этих вопросов или организационных проблем десять.
1. Кто принимает участие в игре: команды или индивидуальные участники?
2. Если играют команды, из скольких человек они состоят?
3. Сколько всего команд (индивидуальных участников) одновременно принимают участие в игре?
4. Кто задает вопросы: ведущий или участники друг другу'?
5. Как задаются вопросы: одновременно всем участникам, последовательно или но принципу жребия (могут быть и другие варианты)?
6. Сколько времени дается на подготовку ответа?
7. Как участники должны демонстрировать готовность к ответу?
8. Кто оценивает правильность ответа?
9. Каким образом начисляются очки (баллы) за ответ?
10. До каких пор продолжается игра: пока не закончатся вопросы, пока не истечет время, пока не наберется определенная сумма баллов?
Иногда в играх бывает несколько раундов, при этом правила каждого нового раунда изменяются («Счастливый случай»). Но и здесь все выше перечисленные организационные вопросы не теряют своей актуальности, просто они прилагаются теперь к каждому раунду в отдельности.
Если при разработке правил организаторы упустят хотя бы один организационный вопрос, не определятся с ответом на них, то правила игры окажутся неполными, а это может принести к недоразумениям или даже к конфликтам.
Правила игры обычно сообщаются игрокам заранее, но в начале игры они должны быть во всеуслышание повторены еще раз. При этом правила облачаются в игровые одежды, то есть из скучного набора указании превращаются в игровой сюжет.
Три пункта организационного алгоритма, единого для всех интеллектуально-познавательных игр. Выглядеть они могут так:
разработка вопросов игры;
разработка правил игры;
разработка игрового сюжета.
Эти пункты не помечены цифрами, так как реализовать их можно в любой последовательности: можно сначала придумать вопросы, а потом заняться всем остальным, но можно начать подготовку и с определения правил.
Другими этапами организации интеллектуально-познавательной игры будут:
создание и подготовка команд;
оформление места проведения игры;
подготовка необходимого реквизита;
техническое обеспечение игры;
приглашение болельщиков;
приобретение призов для участников;
выбор жюри;
работа с ведущим.
То есть, за исключением первых трех пунктов, организационный алгоритм интеллектуально-познавательной игры ничем не отличается от организационного алгоритма конкурсных программ.