Виды театрализованных представлений.

В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое празднество.

Агитационно-художественное представлениекак вид театрализованного представления. Идейно-политическая, идеологическая работа может быть разделена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию. Пропаганда и агитация – слова латинского происхождения. В буквальном переводе пропагандировать – значит распространять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать – значит пробуждать определенное стремление, побуждать людей к действию. Под агитацией мы понимаем непосредственный призыв, умение направлять энергию и волю людей на претворение идей в практические дела.

Выразительные средства агитационно-художественного представления: слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика – все это может найти применение в агитационно-художественном представлении.

Литературно-музыкальная композиция – это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

Создание литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, обусловлено уже созданной литературой и потому является результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано.

Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.

Тематический вечеркак вид театрализованного представления.Тематический вечер отличается от других массовых мероприятий не только наличием темы и программы, ее раскрывающей, но и тесным слиянием информационно-логической и эмоционально-образной линий в едином сценарии. Диапазон тематического вечера очень широк. Он может представлять собой простейшее иллюстративное соединение информационно-логического и эмоционально-образного начал, но может перерасти в синтетическое театрализованное массовое представление.

Массовый праздниккак вид театрализованного представления.

Практически все разновидности народных празднеств имели и имеют театрализованный характер или же включают в себя элементы театральных действий. Это определяется обрядово - зрелищными формами праздничной культуры, праздничной жизни народа. В празднествах находили отражение как вещественные, так и духовные результаты жизнедеятельности человека. В них своеобразно выражался определенный уровень общественного сознания, мировоззрения людей, проявлялись черты морали, эстетические вкусы и т.п.

Театрализованное представление имеет множество форм проявления. Их описание и классификация в принципе возможны, но всегда будут неполными, так как в известную форму постоянно вносит­ся что-то новое, что создает множество разновидностей жанра.

Практическое задание№1. Разработайте постановочный план подготовки театрализованного представления для детей младшего школьного возраста.

Инструкция.

1. При выполнении практического задания уточните сущность понятия «постановочный план»

2.Назовите основную цель и задачи составления постановочного плана.

3. Определите тему, цель и задачи театрализованного представления.

3. Приведите примеры собственного опыта организации театрализованных представлений.

 

10. Охарактеризуйте методические основы работы над театрализованным представлением-сказкой, основные выразительные средства в работе над режиссурой театрализованных представлений для детей.

Основой для подготовки и проведения театрализованных представлений является специально написанный сценарий. Сценарий – это литературная основа всего будущего действия представления. В сценарии указывается, какие действующие лица в представлении, как оформлена сценическая площадка, где происходит представление, где и как включается музыка, а запись диалогов и всего текста представления осуществляется, как в пьесе. Специфической особенностью сценария театрализованного представления является заявленный в сюжете конфликт, проявляющийся в поступках, действиях героев. Без конфликта нет и действия в истинном понимании слова, нет динамики. Бесконфликтность в театрализованном представлении сразу заметна и перечеркивает все старания руководителя и игру исполнителей, даже если собран интересный материал.

Без определения главного конфликта невозможно грамотно выстроить развитие всего действия, его нарастающую силу. А после того, как конфликт определен, можно распределять имеющийся у сценариста материал в соответствии и с замыслом, и с сюжетом, и с учетом требований законов композиции драматического произведения.

В сюжетную основу сценария театрализованного представления включается не только художественный материал: стихи, песни, танцы, тексты, но и фактический материал из жизни конкретной школы, детского коллектива, что делает само представление более интересным для данной аудитории.

Сюжетной основой для детского театрализованного представления порой становится знакомый сюжет сказки, детской книги, фильма, мультфильма. Узнаваемая основа, в которую включается свой, интересный для ребят материал, встречает живой отклик у детей и взрослых.

Замысел сценария у каждого сценариста рождается по-разному, но с чего бы работа его не началась, он определяет следующие компоненты своего замысла:

Тема – круг явлений действительности, которые автор исследует;

Идея – главная авторская мысль, его убеждение (свое убеждение сценарист подкрепляет самим подобранным и выстроенным материалом);

Сверхзадача – конечная цель.

Обработка текста. После того, как определены главные действующие лица, определен характер каждого героя, намечены их поступки в соответствии с единым событийным рядом, драматургической логикой данного литературного материала, начинается работа над диалогами и монологами героев. Конечно же, наиболее яркие фразы, выигрышные тексты важно сохранить и вложить их в уста героев. Какие-то тексты становятся излишне описательными, или они, как бы иллюстрируют действия героев и их лучше сократить. Все максимально следует перевести в действия, в поступки. Реплики героев должны быть четкими, не расплывчатыми, действенными, лаконичными. Диалоги героев произведения нужно переносить на сцену с учетом их сценических образов, их отношений, поступков и действий.

При работе над сценарием для детей всегда приходится помнить о зрелищной его стороне, его занимательности, динамичности. Детская аудитория в особенности не терпит монотонной подачи материала со сцены. Сценаристу приходится быть изобретательным и максимально разнообразить и приемы, и средства воздействия на эмоциональную сферу зрителей.

Очень важным в этой связи становится этап проверки представления на первом зрителе. Этот этап дает порой самые неожиданные результаты, поскольку руководитель и его творческая группа в процессе подготовительной работы и обсуждений может утратить свежесть и остроту восприятия того или иного эпизода, момента или фрагмента. Зритель же своей реакцией помогает расставить новые акценты в работе. Конечно же, учитывая специфику самой формы театрализованного представления, важно помнить и о введении в сценарий приемов активизации зрителей. Удачно найденные приемы такого рода помогут добиться гораздо большего успеха при показе театрализованного представления.

В практике работы учреждений дополнительного образования при организации театрализованных представлений самым эффективным методом является метод театрализации.