III Образы потребителя 20 века.
1. Потребитель выбирающий. Наличие выбора – само по себе хорошая вещь. Поэтому он выбирает с большей частотой и энтузиазмом.
2. Потребитель – коммуникатор. Покупка – невербальная связь с другими людьми. Это способ выражения эмоций, социального статуса, стиля жизни. Кроме удовлетворения потребности, покупка имеет ряд других значений.
3. Потребитель – исследователь. Через потребление – человек узнает кем он является.
4. Потребитель – гедонист. Суть гедонизма – удовольствие прежде всего физического – при отсутствии чувства вины или стыда за него.
5. Потребитель – жертва. Каждый потребитель – жертва манипуляций и эксплуатации.
6. Потребитель – бунтовщик. В роли потребитель использует продукты для выражения протеста ценностям потребления.
7. Потребитель – активист. Активно защищают свои интересы. Ассоциации потребителем.
8. Потребитель – гражданин. Знает законы.
Типология, в основе которого два параметра поведения активность и эмоциональная отзывчивость:
- аналитик – пассивный и неотзывчивый
- энтузиаст – активный, отзывчивый
- активист – активный, неотзывчивый
- добряк – пассивный, отзывчивый.
Пять типов клиентов:
- погруженный в себя искатель наслаждений
- активная и целеустремленная личность
- представитель деловых кругов
- «синие воротнички»
- традиционный домосед.
История потребительского движения.
1. В ветхом завете в Книге притчей Соломоновых говорится о грехе обмана и одурачивании потребителя.
2. Традиции римской культуры «Да будет осмотрителен покупатель».
3. В XVI в Мартин Лютер и Джон Кальвин – лидеры протестанты клеймили методы торговли прошлого.
4. Американские радикалы. Эптон Синклер – американский писатель – социалист. 1906 г. – закон о проверке качества мяса. Закон о контроле пищевых продуктах и медикаментов.
Затем 60 лет призывы к честной торговле, качество за деньги потребителя.
В 1936 год – Союз потребителей.
Влияние Форда велико. 1913 г. – конвейер – массовое производство, Форд платил вдвое больше конкурентов, требовал отдачи и качества. Модель товара – народный автомобиль.
1962 г. – Билль о правах потребителей:
- право на безопасность
- право на инфляцию
- право на выбор
- право быть услышанным.
Словарь терминов
Личность – это целостность врожденных (биологических) и приобретенных (социальных) свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальной индивидуальностью.
Социализация - процесс, в ходе которого индивид приобретает те или иные личностные качества.
Потребность – есть состояние нужды, недостатка чего-либо, состояние, стимулирующие деятельность, направленную на восполнение этого недостатка.
Потребности – это отражение объективного потребления населения, обусловленного социальными условиями жизни и материального благополучия.
Физиологические потребности – обусловлены строением и функционированием организма человека: в пище, сне, одежде, жилище и др.
Социальные потребности выражаются в определенном образе жизни, характере труда, общие с другими людьми, самоутверждениями и т.д.
Духовные потребности заключаются в духовном развитии, творчестве, эстетическом познании окружающего мира.
Конкретные потребности – осознанная необходимость в конкретном материальном благе или услуге.
Общественные потребности – общественно полезные блага в конкретной форме, определяющие качество и ассортименты производства в стране.
Минимальный уровень удовлетворения потребностей измеряется затратами времени, необходимыми на удовлетворение физиологических потребностей.
Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность.
Мотив – это внутренняя сила, побуждающая к действию.
Моральный мотив – внутреннее побуждение индивида (личность) к нравственному поступку.
Ценности – это свойство блага удовлетворять определенным потребностям субъекта.
Терминальные (конечные) ценности – это наши требования о целях и конечных состояниях, к которым стремится человек.
Жизненный стиль – ведущий идеографический принцип, объясняющий уникальность человека.
Свободное время – часть не рабочего времени, которая используется человеком свободно по своему усмотрению.
Традиционные ценности – ориентированные на воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни.
Духовность – стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу.
Бездуховность – это сознание, не выходящих за пределы утилитарной пользы, порабощенное вирусами потребительства и вещизма.
Возвышение потребностей – направление формирования гармонической и всесторонне развитой личности.
Смысл жизни – в реализации способностей, трудовых и творческих задатков, в том следе, который проложен следующему поколению.
Уровень жизни – степень удовлетворения материальных потребностей и выражается количественно.
Качество жизни – характеризуется удовлетворением социальных и духовных потребностей, степенью свободы, наличием духовных и культурных ценностей.