Вокруг.
Кролик, кромка, крот, крошка.
Крыса, крыша, крышка.
Правда, прачка.
Направо.
Пруд, пружина.
Прыгать, прыжок.
Провод, проводка.
Фронт, фрукты.
Цифра.
Хранить, храп, храпеть.
Хрупкий, хруст.
Охрана, сохранить.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].
На краю стола гроздь винограда. В кружке красная брусника. Брат прыгнул в пруд. Груша — это фрукт. Крыса — грызун. На крыше грачи. Прачка стирает простыни. Фрося принесла кролику прутики. Водопроводчик чинит кран.
Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Р].
Любит Груша виноград, Любит груши Груша.
Фрукты Груше купит брат, Груша будет кушать.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р].
ар-яр | яр-ар | ар-яр-ар |
ор-ёр | ёр-ор | ор-ёр-ор |
ур-юр | юр-ур | ур-юр-ур |
ыр-ир | ир-ыр | ыр-ир-ыр |
эр-ер | ер-эр | эр-ер-эр |
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р].
Барбос, базар, баржа, бархат, бархатный, Варвара, дар, жар, карп, карта, март, марка, нарты, пар, парк, парта, фартук, царский, чарка.
Арбуз, аркан, аромат, артист, карман, картон, картофель, повар, самовар, яркий, доярка.
Дырка, дыры, фыркать.
Кирпич, мир, пир.
Бор, вор, двор, зоркий, корка, норка, порка, сорт, торт, форт, хор, чёртик, шорты.
Ёрш, актёр, боксёр, ковёр, костёр, монтёр, пятёрка, тёрка.
Бур, куртка, Мурка, турки.
Буран, пурга.
Герб, верба, держит, жерди, мерка, нерпа, первый, серп, терпкий, ферма, черви.
Юркий, юрта.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р].
Анна кормит кур. Мурка стащила сыр. Варвара чистит ковёр. У норки чёрная шкурка. Офицер носит мундир. У мартышки в кормушке помидор. Мы идём на базар за персиками и арбузами. Повар кладёт сахар в тесто для торта. На чердаке воет ветер. Командир поднялся на катер
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В ПОТЕШКАХ, РАССКАЗАХ, ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
Выучить потешки, отработав произношение звука [Р].
Барашеньки -Крутороженьки
По горам гуляют,
В дудочку играют,
Раю развлекают.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Шёл Егор через двор.
Нёс Егор с собой топор. Шёл Егор чинить забор.
Проговаривать скороговорку, чётко произнося звук [Р].
Под крутой горкой —
Сырок с красной коркой.
Сорок сорок в короткий срок Съели сырок.
Выучить двустишье, отработав произношение звука [Р].
Рыжий Ромка очень рад —
У него родился брат.
Отгадать и выучить загадку, отработав произношение звука [Р] в словах.
Чёрный, проворный, Кричит «крак» — Червякам враг. (грач)
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Р].
Мальчик играл и разбил дорогую чашку. Никто не видал. Отец спросил: «Кто разбил?» Мальчику было страшно, но он сказал: «Я разбил». Отец похвалил: «Спасибо за правду».
_ (по Л.Толстому
89
КРОТ
У нас в огороде хозяйничает крот: прорывает ходы, портит парники с огурцами и помидорами, грызёт морковку. Даже под забором прорыл коридор. Уходи, крот, из нашего огорода, не то поставим на тебя капкан.
Отработав произношение звука [Р]в словах, провести подвижные игры.
ЗАЯЦ ЕГОРКА
Заяц Егорка Дети бегут по кругу, взявшись за руки, в
Свалился в озерко. центре на корточках сидит один ребёнок
Бегите под горку!
Спасайте Егорку Дети подбегают к нему и помогают встать
ИГРА В СТАДО
Мы вчера играли в стадо, Идут по кругу, взявшись за руки
Останавливаются, делают «коготки». Делают «рожки». Встают на четвереньки. Опять идут по кругу. |
И рычать нам было надо.
Мы рычали: «Р-р-р»
И мычали: «My»,
По-собачьи лаяли: «Гав».
Не слыхали замечаний
Нины Николаевны.
А она сказала строго:
— ЧТО За ШУМ ТАКОЙ у Вас?(Слова логопеда.)
Останавливаются. Качают головой. Загибают пальцы. Встают на четвереньки, потом делают «рожки». Идут по кругу. (Слова логопеда.) |
Я детей видала много —
Таких вижу в первый раз. Мы сказали ей в ответ:
— Никаких детей тут нет! Мы не Ромы и не Вовы — Мы собаки и коровы!
— А она в ответ:
— Да что вы?
Ладно, если вы коровы, (Слова логопеда.)
— Я тогда — пастух.
— И прошу иметь в виду:
— Я коров домой веду.
(А.Барто)
У КОТА-ВОРКОТА
Дети парами выстраиваются друг за другом, держат руки «воротами». |
У кота-воркота
Не закрыты ворота.
Не закрыты ворота
Один человек проходит через все ворота и разбивает последнюю пару и т. д. |
Для честного народа.
Проходи, народ,
В огород.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р]-[Л]
яр-ял ёр-ёл юр-юл ир-ил ер-ел |
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р], [Л]
ра-ла ар-ал
ро-ло ор-ол
РУ-лу ур-ул
ры-лы ыр-ыл
рэ-лэ эр-эл
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Л].
рак — лак Мара — мала
рама — лама работа — лопата
рана — Лана пора — спала
рожа — ложа краб — клад
рожки — ложки пруд — плут
роза — лоза крот-клоп
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Л].
Брала, врала, громыхала, дразнила, Ермолай, заработала, играла, Клара, кларнет, крокодил, крыло, коралл, Лара, мар: мелад, нравилась, орлы, проворонила, повернула, порвала, рыла, рыболов, свернула, тронула, уронила, формула, Фрол, хлор, царапнула.
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р], [Л].
Володя — рыболов. Ира ела мармелад. Кораллы на морском дне. Лара играла на кларнете. Крокодил зарылся в ил. У орла два крыла. Алла выросла. Клара собирала морошку. Мила подружилась с Ромой. Тамара написала формулу.
Проговаривать чистоговорки, чётко произнося звуки [Р], [Л].
Проворонила ворона воронёнка.
Карл у Клары украл кораллы.
А Клара у Карла украла кларнет.
Крокодил зарылся в ил, Спать собрался крокодил.
Выучить потешки, отработав произношение звуков [Р], [Л].
Сорока-белобока
Печку топила,
Кашу варила.
На порог скакала, Гостей созывала.
Солнышко,
Колоколнышко,
Ты пораньше взойди,
Нас пораньше разбуди,
Радуга-дуга
Не давай дождя!
Давай солнышка —
Колоколнышка!
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Л].
РЫБОЛОВ
Рома — рыболов. Рано утром он собрался на рыбалку. Нако
пал червей, сменил поплавок и грузило на удочке. На пруду
Рома забрался под куст ракиты и забросил удочку. Сначала
Роме попался карп, потом — пара карасей, потом голавль.
Удачная рыбалка!
В САДУ
Лара работала в саду. Она пропалывала клумбу. На клумбе жёлтые георгины и голубые астры, белый горошек и светло-оранжевая настурция. Лара закончит прополку, подметёт дорожки метлой и пойдёт играть с Милой.
92.
Отработав произношение звуков [Р], [Л]в словах, провести подвижную игру.
КЛЕН
За окном сосулька тает, Дети стоят лицом в центр круга, 4 прыжка на
Ветер тучи рвёт в клочки. носочках, руки на поясе
Разжимает, разжимает Руки вверх; наклоны туловища влево-вправо,
Клён тугие кулачки. влево-вправо
Прислонился он к окошку. Руки перед грудью, локти опущены вниз;
И, едва растает снег, медленно разжимают кулачки
Мне зелёную ладошку 4 прыжка.
Клён протянет раньше всех. Наклоны. Поворачиваются лицом друг к другу, протягивают друг другу правые руки — рукопожатие.
Отработав произношение звуков [Р], [Л] в словах, провести пальчиковую гимнастику.
РЫБКА
Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка. Грозят пальчиком. Медленно сближают ладони. Снова изображают, как плывёт рыбка. Делают хватательное движение обеими руками. |
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула
Крошку хлебную взяла.
Рыбка ХВОСТИКОМ Махнула,Снова «плывут».
Рыбка быстро уплыла(М.Клокова)
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р']
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [F] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ И СЛОГАХ СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р'].
ря-ри-ре-рю-рё бря-гря-кря-пря
ри-ре-рю-рё-ря бри-гри-кри-при
ре-рю-рё-ря-ри бре-гре-кре-пре
рю-рё-ря-ри-ре брю-крю-трю-хрю
рё-ря-ри-ре-рю брё-крё-трё-прё
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р'].
Рябчик, ряд, рядом, горят, заряд, зарядка, ковырять, коряга, моряк, наряд, нырять, порядок, поварята.
Рябина, Боря, Варя, варят, дарят, жарят.
Брякать, грядка, грязь, грязный, крякать, пряжка, прялка, пряник, тряпка.
Рим, рис, Борис, варить, горит, дарить, корить, коричневый, Ирина, Карина, Марина, перина, пескари, словари, сухари, снегири, фонари, цари.
Варит, верит, двери, звери, курица, коридор, комарик, топорик.
Бритва, гриб, грива, зритель, криво, крик, природа, трикотаж.
Ребус, редко, редька, резать, рейка, репа, речь, речка.
Борец, варенье, гореть, деревня, деревья, коренья, ларец, сирень, тарелка, царевна, черешня.
Бремя, время, греть, грелка, гречка, дрель, зрение, крем, преть, трение, хрен.
Рёва, берёза, варёный, Берёвка, дарёный, ларёк, Серёжа, серёжки, хорёк.
Брёвна, крёстный. .. _
Рюмка, рюкзак, бирюза, урюк, Андрюша, брюки, крюк, крючок, трюк, трюм, хрюкать.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Р'].
Моряки уходят в море. Рита режет огурец. На рябине снегири. Арина варит варенье из черешни. Марина варит уху из пескарей. Серёжа нарезал букет черёмухи. Ирина жарит грибы. У Андрюши шарики. У Гриши нарядные брюки. У Карины серёжки с бирюзой. Борис идёт по грибы. Бурёнку привязали под берёзой. Римме подарили букет ирисов.
Выучить стихотворение, отработав произношение звука [Р'].
СНЕГИРИ
Потому снегирь зовётся снегирём,
Что к нам в гости прилетает с январём.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р']В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Р'].
арь-ярь ярь-арь арь-ярь-арь
ырь-ирь ирь-ырь ырь-ирь-ырь
орь-ёрь ёрь-орь орь-ёрь-орь
урь-юрь юрь-урь урь-юрь-урь
эрь-ерь ерь-эрь эрь-ерь-эрь
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Р'].
Букварь, вратарь, главарь, глухарь, декабрь, дикарь, дверь, календарь, ноябрь, октябрь, пекарь, сентябрь, словарь, токарь, фонарь, царь, январь, янтарь.
Борьба, Борька, горький, зорька, корь, хорь.
Богатырь, гирька, снегирь, ширь.
Дверь, зверь, поверь, теперь.
Проговаривать словосочетания и предложения, чётко произнося звук [Р'].
Интересный букварь. Коричневая дверь. Старинный фонарь. Серебристый пескарь. Горький перец. Утренняя зорька. Царь с царицей. Глухарь на рябине. На секретере календарь. На фабрике токарь. На берегу моря янтарь. Хорь унёс курицу.х
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р'].
НА МОРЕ
Марина и Андрюша отдыхают на море. Они резвятся на берегу, ищут кусочки янтаря, рисуют на песке. Мама угощает их мандариновым соком и черешней. Вечером Андрюша подарил Марине янтарик.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [PHP']
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р], [Р'].
ра-ря ря-ра ра-ря-ра
ры-ри ри-ры ры-ри-ры
рэ-ре ре-рэ рэ-ре-рэ
ро-рё рё-ро ро-рё-ро
ру-рю рю-ру ру-рю-ру
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Р'].
рад — ряд гора — заря
ров — рёв розы — берёзы
круг — крюк хор — хорь
рысь — рис Егор — Игорь
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р], [Р'].
У Маруси корова Бурёнка. Боря собирает грибы. Игорь играет на трубе. Ветки берёзы в снежной бахроме. На крючке краб. На рынке продают мандарины и абрикосы. В огороде зреют помидоры. Роман дремлет в кресле. Дверь в коридор открыта. У Марины нарядный сарафан.
Выучить поговорки, отработав произношение звуков [Р], [P'J,
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Ноябрь — сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной брат.
Осенью серенькое утро, красненький денёк.
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р'].
ЦЫПЛЯТА
(иллюстрация 32)
Во дворе пёстрая курица с цыплятами. Курица учит цыплят искать червей. Четыре цыплёнка слушают курицу, а два непослушных удирают на поиски приключений. Смотрите, цыплята, не попасть бы вам в беду!
СНЕГИРИ
На дереве во дворе красногрудые снегири. Прыгают с ветки
на ветку. Хочется снегирям отведать ярко-красной рябины.
Нравится им эта горькая ягода. Но не откажутся снегири и от
другого корма в кормушке: зёрен, крошек, семян репейника.
Покормите птиц зимой!
В ОГОРОДЕ
(иллюстрация 33)
У Ромы и Тамары огород. В огороде на грядках зреют красные помидоры, разноцветные перцы, хрустящие огурцы, цветёт сахарный горох, растёт кудрявая петрушка. Рома и Тамара рыхлят грядки, удобряют их. Хороший будет урожай!
Отработав произношение звуков [Р], [Р'] в словах, провести подвижную игру.
ЗИМА ПРОШЛА
Ритмично прыгают по кругу, хлопая руками по бокам. |
Бегут по кругу, взявшись за руки. Прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом— против. |
Воробей с берёзы
На дорогу — прыг!
Больше нет мороза,
Чик-чирик!
Вот журчит в канаве Быстрый ручеёк,
И не зябнут ножки —
Скок, скок, скок!
Высохнут овражки!
Прыг, прыг, прыг!
Побегут букашки— Чик-чирик!
М.Клокова)
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р'-Л']
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].
ря-ля арь-аль ри-ли ырь-ыль ре-ле эрь-эль рё-лё орь-оль рю-лю урь-уль | ярь-яль ирь-иль ерь-ель ёрь-ёль юрь-юль |
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].
рис — лис Марина — малина
Рита — липа Арина — Алина
дверь — ель пескарь — педаль
Римма — Лима Карина — калина Рина — Лина
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].
Акварель, бирюльки, гриль, дрель, жарили, зрители, календарь, рисовали, приносили, прилежный, смотрели, форель,электричество.
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р'], [Л'].
Ребята поймали форель. Карина и Алина собирали малину. Марина и Лина рисовали акварелью. Зрители смотрели балет. У Коли электрический фонарик. У Бориса вельветовые брюки. Мама жарила курицу-гриль. Валя и Серёжа принесли календарь. Повар варит варенье из клюквы. Мы купили мандарины и лимоны.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [РИЛИР'НЛ']
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [Л], [Л'].
ра-ла-ря-ля ар-ал-арь-аль ер-ел-ерь-ель
ро-ло-рё-лё ор-ол-орь-оль ёр-ёл-ёрь-ёль
ру-лу-рю-лю ур-ул-урь-уль юр-юл-юрь-юль
ры-лы-ри-ли ыр-ыл-ырь-ыль яр-ял-ярь-яль
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Р], [Л'], [Л'].
Брил, бриллиант, боролись, бормотали, Валера, вертолёт, вырубали, вертели, Гаврила, грел, глухарь, жерлица, играли, карусель, Кирилл, клевер, Лариса, ларёк, проверяли, превратили, рояль, словарь, требовали, уварили, фотографировали.
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [Л], [Л'].
Валера красил вертолёт. У белки в дупле грибы и орехи. Кирилл принёс кроликам морковку. На клумбе расцвели тюльпаны и нарциссы. Лариса вертелась перед зеркалом. В апреле на орешнике распустились серёжки. С бархана на бархан перебирался караван верблюдов. Марина разбила фарфоровую тарелку. Врач прописал Карине горькое лекарство. Борцы тренировались в спортзале.
Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Р], [Р'], [Л], [Л'].
СЕЛЬСКАЯ ПЕСНЯ
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких Принесла с собой...
(А.Плещеев)
ПЕТРОДВОРЕЦ
Ура! Мы едем наконец!
Ура! Ура! В Петродворец!
Мы гурьбой побродим в парке.
Там деревья, словно арки.
Там шумит волна морская,
И у моря нету края.
Там «Самсон», фонтан могучий,
Бьёт до солнца, бьёт до тучи.
Там зелёные драконы
Вход в пещеру стерегут.
Там пионы на газонах
И настурции цветут.
Там фонтаны — пирамиды.
А какой Большой дворец!
Поезжайте поскорее
Посмотреть Петродворец.
ЛЕТНИЙСАД .
В Летнем саду листопад.
Листья в саду шелестят.
В канавке Лебяжьей
купаются листья, Газоны от листьев
дворники чистят. Грустные статуи
в тихих аллеях.
В тихих аллеях
осенью веет.
ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ В ЛЕСУ
Декабрь, январь, февраль Проходят чередой
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.
Март, апрель и май зелёный Дарят листья липам, клёнам. Просыпаются сады, Распускаются цветы.
Июнь, июль и август загорелый
С росой, цветами, мёдом, хлебом спелым,
С купаньем в речке утром, на рассвете.
Как любят это время года дети!
Сентябрь, октябрь, ноябрь
С дождём и листопадом.
И птицы улетают,
И детям в школу надо.
В ЛЕСУ
Здесь, в лесу, царит прохлада,
Здесь кричать, шуметь не надо.
По лесной тенистой стёжке
Мы до просеки дойдём,
На полянках вдоль дорожки
Земляники наберём
И под пенье разных птичек
Россыпи найдём лисичек.
РЫБКА
Рыбка, словно мотылёк,
Над водой взлетела.
Глазик — чёрный уголёк
И, как льдинка, тело.
Плавнички дрожат, трепещут,
Спинка выгнулась дугой,
Чешуинки так и блещут
У красавицы такой.
Я собрался на рыбалку,
Только вот рыбёшку жалко...
ЗИМА
Белый снег покрыл поля и сёла,
В серебре деревья и дома.
Я качу с горы такой весёлый!
Здравствуй, раскрасавица-зима!
ЛЕТО В ГОРОДЕ
Вот жара! Вот солнцепёк!
От жары асфальт потёк.
На улице прохожие
Спасаются мороженым.
В лужах плещутся скворцы,
А мальчишки-сорванцы
Под струю фонтана встали,
И прогонишь их едва ли.
НА ПЛЯЖЕ
А на пляже, а на пляже
Есть катамараны даже,
Мотоциклы, катера.
Веселится детвора!
Приходите, не ленитесь,
Покатайтесь, окунитесь,
Поваляйтесь на песка.,
И поплавайте в реке!
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р'], [Л], [Л'].
КУРОЧКА РЯБА
Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба. Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое.
МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА
Муравей пришёл к ручью пить. Волна набежала и чуть его не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет и бросила ему ветку. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть и хотел поймать голубку. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнули и улетела.
(по Л.Толстому)
ЗАБЫВЧИВАЯ ЛАДА
(иллюстрация 34)
Мама подарила Ладе шёлковый платок. Лада берегла подарок. Один раз она хотела надеть платок на прогулку и решила его прогладить.
Вдруг Лада вспомнила, что оставила на плите молоко. Лада побежала на кухню, а утюг оставила на платке. Когда она вернулась в комнату, то поняла, что молоко спасла, а платок потеряла.
ПРОСТУПОК
(иллюстрация 35)
Кирилл порвал на прогулке рубашку. Испугался Кирилл, что мама будет его ругать. Пришёл он домой и бросил рубашку в корзину с грязным бельём. Мама скоро обнаружила рубашку и сказала: «Ты меня огорчил, Кирилл, не тем, что рубашку порвал, а тем, что хотел скрыть свой проступок».
ЛЕБЕДИ
(иллюстрация 36)
Пролетело лето. Выросли у лебедей лебедята. Собрались лебеди в тёплые края. Замахали лебеди крыльями. Поднялись лебеди над родными полями, над зелёными лесами. Полетели лебеди над реками, над озёрами. «Прощай, родная земля! — закричали лебеди.— Весной мы вернёмся назад!»
ДОБРЫЙ ЛЕОПАРД
(иллюстрация 37)
У входа в цирк жалобно плакал заяц. К зайцу подошёл леопард и спросил: «Что ты плачешь?» — «Хочу в цирк, но контролёр-волк не пускает меня». «Ладно,— сказал леопард,— купи две булочки и возьми их под мышки». Так заяц и сделал. Волк пропустил леопарда, но, увидев зайца, закричал: «Этого не пущу!»
— «Как это не пущу? Разве я не могу взять с собой бутерброд?» Волку нечего было сказать. Так добрый леопард помог зайцу попасть на представление. (по Н.Майбороде)
Проговаривать скороговорку, отработав произношение звуков [Р] [Р'], [Л] [Л'].
Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали
Автоматизация и дифференциация йотированных звуков
Проговаривать слова, чётко произнося [J].
Ева, ела, ель.
Воет, лает, моет, ноет, роет, тает, шагает.
Ёж, ёжик, ёлка, ёмкость, ёрш, ёршик.
Даёт, жуёт, куёт, поёт.
Юг, южный, Юля, Юра, юркий, юла, юлит.
Вою,даю, жую, кую, мою, пою, рою, сею.
Яблоко, ягода, ягодки, яд, як, Яков, якорь, яма, Яна, ярко, яркий, ясно, ясный, ястреб, ясень, ящерица, Яша.
Баян, маяк, моя, паять, рояль, стая, туя, твоя, хвоя.
Йод, йогурт.
Проговаривать предложения, чётко произнося звук [J].
Яна ест йогурт. Ёж тащит яблоко. Юра заводит юлу. Юля ест
ежевику. Яков удит ершей. В ящике много яблок. Волк воет
на луну. Юля решает задачу. Яша поёт в хоре, Ева играет на
рояле.
Проговаривать двустишия, чётко произнося звук [J].
Ежевику ела Ева,
Кустик — справа,
Ева — слева.
Еж под ёлкою лежит
И от холода дрожит.
Юра с Юлей не играл,
Он юлу ей не давал.
Яна якорь вышивала, Молча яблоко жевала.
Выучить стихотворение, отработав произношение звука [J].
ЯЛИК
На якоре ялик стоял у причала,
Волна, набегая, тот ялик качала.
А ёж-капитан по причалу ходил,
« Насвистывал песню и трубку курил.
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [J].
В САДУ
Юля и Юра работают в саду. Они белят яблони, окапывают кусты ежевики, поливают цветы.
ЕЖИХА
У ежихи нора под елью. В норе у неё ежата. Ежата маленькие и слепые. Ежиха кормит их молоком, а потом убегает на охоту. Если ей удаётся поймать юркую ящерицу, она будет сыта, и у ежат будет молоко.
ЗАЙКА
(иллюстрация 38)
Пошла Майка за старый сарай на лужайку и услышала, что в яме у сарая кто-то тоненько плачет. Подошла Майка к яме, а там маленький зайка. Достала Майка зайку из ямы, положила на лужайку. А зайка как припустит со всех ног через лужайку в ельник!
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л']-[<1]
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Л'], [J].
ле-е е-ле ле-е-ле
ля-я я-ля я-ля-я
лё-ё - ё-лё | лё-ё-лё |
лю-ю - ю-лю | лю-ю-лю |
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Л'], [J]. | |
ляг — як Юлька Юлька | — люлька |
люк — юг ямка — | лямка |
Лель — ель Яшка - | - бляшка |
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Л'], [J].
Яша и Лида поливают яблони. Под елью Лёва увидел ёжика. Алёна поёт и танцует. Бельчата скачут с ёлки на ёлку. Юля ест малину. Алина моет лимоны. Ева отдыхает на юге. У Лили юбка на лямках. На поляне ежиха с ежатами,. Я сею сельдерей.
Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Л'], [J].
В ИЮЛЕ
Солнце жарит с высоты, Никнут травы и цветы, Даже птицы не летают,
Ёж под елью отдыхает, Юркнет ящерка под пень,
А Егорка сядет в тень.
ПРОИСШЕСТВИЕ
Юля с Лялей на полянке
Днём плели венок для Янки.
Их ежата напугали, В яму девочки упали И забыли про венок, Побежали со всех ног.
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Л'], [J].
ПО ЯГОДЫ _
Лена и Яша пошли по ягоды. На опушке леса много спелой земляники. Лена большая, а Яша маленький. Лена кладёт
ягоды в лукошко, а Яша ест ягоды. Потом дети отдыхают под ёлкой на поляне и возвращаются домой.
ЮЛЕНЬКА
(иллюстрация 39) - ------- - ^
Юленька маленькая. Она лежит в коляске. Л и ля гуляет с Юленькой, катает её в коляске, поёт ей колыбельную:
Люли-люли-люли, Прилетели гули, Колыбель качали, Песню напевали.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]-[J]
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Л], [ J].
ла-я я-ла я-ла-я
лэ-е е-лэ е-лэ-е
ло-ё ё-ло ё-ло-ё
лу-ю ю-лу ю-лу-ю
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Л], [J].
як — лак юг — лук
яма — лама ёж — ложь
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Л], [J].
Юра ел лук. Яна собирает ландыши. У Евы юла. Лось стоял под ёлкой. Володя поедет на юг. Мила вышивала яблоко. Волк упал в яму. У причала на якоре лодки и ялики. У Клавы яркое платье. Свёклу и лук кладут в ящики.
Выучить потешки, отработав произношение звуков [Л], [J].
Ёжик Ермошка
Сидел у окошка,
Булку жевал,
Песню напевал.
Мила мыла ежевику,
Угощала ею Вику.
Вика ягоды хвалила И «спасибо» говорила.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Яну не буди.
Темна ноченька — не спится,
Моя Яночка боится.
Ты, собачка, не лай,
Мою Яну не пугай!
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Л], [J].
НА ПЛОТУ
v Светит яркое солнышко, по небу плывут облака, поют птицы. Володя и Яша плывут на плоту. Володя ловит ершей, а Яша его рисует.
Отработав произношение звуков [Л], [J] в словах, провести подвижную игру.
ДВЕ КОЗЫ
МИМО Нас ПоехалиБегут по кругу
Две КОЗЫ С Орехами.на носочках.
Ехали ЛУЖКАМИ Меняют направление,
С ПОЛНЫМИ Мешками, идут большими шагами.
Ехали Дорожками Меняют направление,
С ПОЛНЫМИ Лукошками...бегут на носочках.
КОЗЫ, КОЗЫ, КОЗУШКИ,Останавливаются,
Козы-белоногушки! ритмично прыгают.
ЧТО Же ВЫ С ОрехамиПотягиваются.
К нам-то не заехали? Приседают.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [PHP'MJ]
Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [J].
ра-ря-я ря-ра-я ра-я-ря
ро-рё-ё рё-ро-ё ро-ё-рё
Ру-рю-ю рю-ру-ю ру-ю –рю
Рэ – ре – е ре-рэ-е рэ-е-ре
Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [J].
як — рак ежи – рожи юбка - рубка
Яна – рана еноты – работа южный – наружный
Яма – рама ёж – рожь юлить -рулить
Ясли – росли ели – смотрели
Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Р], [Р'], [J].
Юра ел ягоды и увидел радугу. Ёж побежал в рожь. У Яны на пальце рана. Рак живёт в реке, а як пасётся у реки. Еноты делают свою работу — роют нору. Юра собирает ежевику. Юля варит варенье из яблок. Яша рисует ежа. Юнга — юный моряк.
* Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Р], [Р'], [Л], [Л'], [J].
ПОД ЯБЛОНЕЙ
(иллюстрация 40)
Яна и Яша ели яблоки под яблоней. Вдруг из-под лейки выскочила ящерица. «Ой, я боюсь!» — вскрикнула Яна и уронила яблоко. Ящерица юркнула в ямку под яблоней. «Ящерица тоже боится»,— засмеялся Яша.
Отработав произношение звука [Р], [Р'], [Л], [Л'], [J] в словах, провести подвижную игру.
ЯБЛОНЯ
Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга стоит водящий. Останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальчику, водящий отрицательно качает головой Пожимают плечами |
— Яблоня! Яблоня!
Где же твои яблоки?
Заморозил их мороз?
Или ветер их унёс?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
Куда они пропали?
— Не морозил их мороз, Опять загибают до одному пальчику.
И не ветер их унёс,
Не спалило их огнём,
Града не было с дождём,
Птицы их не поклевали.
Дети оборвали! Разбегаются, водящий бежит за ними, «пятнает».
(югославская песенка)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М., 1979.
Генинг М. Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1976.
Избранные пословицы и поговорки русского народа. / Под ред. А. А. Прокофьева М., 1957.
Ковшиков В. А. Исправление нарушений различения звуков. СПб., 1995.
Ковшиков В. А* Материалы для выявления и коррекции нарушений произношения звуков. СПб., 1994.
Логопедия. / Под ред. проф. Л. С. Волковой М., 1989. s
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. М., 1982.
Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Л евиной М., 1969.
Правдина О. В. Логопедия. М., 1973.
Pay E. Ф. Исправление недостатков произношения у школьников. М., 1980.
Русские пословицы и поговорки. / Под ред. В. К. Соколова М., 1969.
Словарь русских пословиц и поговорок / Сост. В. П. Жуков М., 1967.
Успенская Л. П., Успенский Й.Б. Учитесь правильно говорить. М., 1993.
Ушинский К. Д. Детям М., 1978.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1981.
Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.
Хрестоматия для маленьких. / Сост. И. С. Желтиков М., 1971.
Хрестоматия по детской литературе. / Сост. А. Л. Табенки-
на, М. К. Боголюбская М., Чёрная курица. Сказки русских писателей, М., 1984. Задушевное слово. СПб., 1901—1903.
Оглавление
От автора.................................................................................... 3
Автоматизация и дифференциация
свистящих звуков............................................................ .......... 6
Автоматизация и дифференциация
шипящих звуков....................................................................... 30
Дифференциация свистящих
и шипящих звуков.................................................................... 40
Автоматизация и дифференциация аффрикат................. 50
Дифференциация свистящих,
шипящих и аффрикат............................................................. 69
Автоматизация и дифференциация
сонорных звуков,..................................................................... 73
Автоматизация и дифференциация
йотированных звуков............................................................ 103