Произносить слоги и слова.
ца-ца-ца — овца цы-цы-цы — цыпки
ца-ца-ца —- птица цы-цы-цы — цыплёнок
ца-ца-ца — спица цо-цо-цо — лицо
ца-ца-ца — синица цо-цо-цо — кольцо
Проговаривать предложения со звуком [Ц].
На Олимпиаду приехали борцы и пловцы. На концерте выступали молодые певцы. Продавец упаковал огурцы и перец. Мы высадили луковицы в теплицу. Под акацией — колодец. За околицей — мельница. У сестрицы — цветные рукавицы. У курицы — цыплята. Цыплята выводятся из яиц. Офицер взял циркуль.
Выучить потешку, отработав произношение звука [Ц].
Посылали молодицу
На улицу по водицу.
А водица далека,
А бадейка велика.
Ты, девица, не ходи,
Молодица, посиди.
Отгадать и выучить загадки, отработав произношение звука [Ц] в словах.
Два кольца, два конца, посередине — гвоздик.
(Ножницы)
Полон хлевец белых овец.
(огурец)
На шесте дворец, во дворце — певец.
(Скворец)
Выучить потешки, отработав произношение звука [Ц].
Заря-заряница,
Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.
Цапля в цирке выступала.
Трёх цыплят дрессировала.
Цынцы-брынцы, балалайка,
Цынцы-брынцы, заиграй-ка!
Цынцы-брынцы, не хочу, Цынцы-брынцы, спать хочу!
Пьют водицу из корытца
Три овцы, птенец и птица.
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Ц].
КОЛОДЕЦ
Отец вырыл колодец. Там он поит овец. Маленький братец заглянул в колодец. Отец прогнал брата: «Иди к маме! Колодец глубокий».
В ЦИРКЕ
Мы ходили в цирк. Там мы видели борцов, канатоходцев, дрессированную медведицу. В цирке пела известная певица, выступали танцоры. Мама купила нам леденцов. Цирк нам понравился.
ЦАПЛЯ
(иллюстрация 9)
По болотцу важно ходит цапля. У цапли длинные ноги и куцый хвост. Цапля цокает длинным клювом, смотрится в водицу, как в зеркальце. Хочется цапле поймать ящерицу.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[Ц]
Произносить слоги, различая звуки [С]-[Ц]. | |
ца-са | .цу-су |
са-ца | су-ЦУ |
ац-ас | уц-ус |
яц-яс | ец-ес |
цо-со | цы-сы |
со-цо | сы-цы |
оц-ос | яц-а с |
иц-ис яц-яс
Произносить слова, различая звуки [С], [Ц].
Лисица, лестница, спица, синица, гусеница, ресницы, солнце, месяц, песцовый, свинцовый.
Овца — оса Ресницы — волосы
Цапля — сабля Ценный — осенний
Кольцо — колесо Цены — сено
Произносить предложения, различая звуки [С ], [Ц].
Гусеницы питаются листвой. Сахарница стоит на столе. У Алисы длинные ресницы. Солнце спряталось за свинцовую тучу. Лисица притаилась под сосной. На ясене скворцы клюют гусениц. У овец куцые хвосты. В саду цветёт акация. Сеня пас овец.
Выучить потешки, отработав произношение звуков [С], [С], [Ц].
Кошечки-сестрицы Славные девицы
Ноты открывают,
Песни распевают.
Сказке конец,
Кто слушал — молодец.
И надо бы молодцу
С огорода по огурцу.
Да покуда сказку слушали,
Огурцы в огороде зайцы скушали.
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ц] и [С].
МАРТ
Март — первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Лучи солнца греют лицо и руки. Начинается таяние снега.
(по Г.Скребицкому)
КАК КУРИЦА СПАСЛА ЦЫПЛЁНКА
(иллюстрация 10)
Было у курицы одиннадцать цыплят, десять спокойных, покладистых, а одиннадцатый постоянно доставлял курице неприятности своими фокусами. Один раз этот цыплёнок пустился в путешествие. Тут-то и достался бы он лисе, если бы курица не вступилась за него. Курица бросилась на лису, стала бить её клювом. И лиса отстала. Так курица спасла своего цыплёнка.
Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [3],[С], [3'], [Щ.
ЗЛОЙ СУЛТАН
(иллюстрация 11)
В саду на цепи сидит злой пёс Султан. Султан не пускает в сад посторонних. Курица с цыплятами идут в сад поискать насекомых. Султан грозно смотрит на цыплят, вот-вот бросится. «Фу, Султан! Не смей трогать цыплят!» — кричит хозяйка Султана. «Не смей! Не смей!» — фырчит соседский кот Василий.
Отработав произношение звуков [С], [3], [Ц] в словах, провести подвижную игру.
ГУСЕНИЦА
ЭТОТ СТРАННЫЙ ДОМ БЕЗ ОКОНДети лежат на спине
У ЛЮДЕЙ ЗОВЕТСЯ «КОКОН». ногами в центр круга.
СВИВ На ВЕТКЕ ЭТОТ ДОМ,Переворачиваются на левый бок,
Дремлет гусеница в нём. подкладывают ладони под щёку.
СПИТ БЕЗ ПРОСЫПА ВСЮ ЗИМУ.Переворачиваются на правый бок,
ладони — под щёку.
НО ЗИМА ПРОМЧАЛАСЬ МИМО Переворачиваются на спину, потягиваются.
Март, апрель, капель, весна... медленно садятся.
Просыпайся, соня-сонюшка! - Потягиваются, сидя.
ПОД ВЕСЕННИМ ЯРКИМ СОЛНЫШКОМВстают, потягиваются.
ГУСЕННИЦЕ НЕ ДО СНА,Бегут по кругу,
Стала бабочкой она! взмахивая руками.
(В.Егоров)
28
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц]-[Т']
Произносить слоги, различая звуки [Т'], [Ц].
ца-тя тя-ца ать-ац
цо - тё тё-цо оц-оть
цу-тю тю-цу уть-уц
цы-ти ти-цы яц-ять
Произносить слова, различая звуки [Т']-[Ц].
Таблица, теплица, темница, столица, телятница, птенцы, танцы, рецепты, цыплята.
Цыплята—тигрята Сцены — стены
Целлофан — телефон Молодец — молодеть
Утёнок — цыплёнок Паяц — паять
Произносить предложения, различая звуки [Ц]-[Т'].
Тётя Таня — телятница. Тема кормит цыплят. У Кати ситцевое платьице. Тетёрка вывела птенцов. Продавец протянул тёте полотенце. Пони цокает копытцами. Отцу выписали рецепт на микстуру. На стене висит таблица. Петя был на концерте. В центре станицы телефонная станция.
Выучить стихотворение, отработав произношение звуков [Ц] и [Т'].
МЕТЕЛИЦА
Крутит, вертит, стелется
По дворам метелица,
Заметает все пути,
Не проехать, не пройти.
Отгадать и выучить загадку, предварительно отработав произношение звуков [Ц], [Т'].
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
(Морковь)
Подготовить пересказ, различая звуки [Ц] и [Т']
УТЁНОК И ЦЫПЛЁНОК
Стояли однажды утром на берегу пруда цыплёнок и утёнок. — Научи меня плавать, — сказал цыплёнок утёнку.
29
— Что ж, прыгай в воду!
Цыплёнок ступил в воду. Сначала было неглубоко, но потом дно ушло из-под ног цыплёнка.
— Ничего! Плыви! — закрякал утёнок.
Но цыплёнок уже начал тонуть. Утёнок бросился к цыплёнку и вытащил его на берег.
— Будем продолжать? — спросил утёнок.
— Нет,— ответил цыплёнок,— плавать — это не для меня. Лучше я буду гулять по бережку.
30
Автоматизация и дифференциация
шипящих звуков
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]