Произносить слоги и слова.

ца-ца-ца — овца цы-цы-цы — цыпки

ца-ца-ца —- птица цы-цы-цы — цыплёнок

ца-ца-ца — спица цо-цо-цо — лицо

ца-ца-ца — синица цо-цо-цо — кольцо

Проговаривать предложения со звуком [Ц].

На Олимпиаду приехали борцы и пловцы. На концерте выступали молодые певцы. Продавец упаковал огурцы и перец. Мы высадили луковицы в теплицу. Под акацией — колодец. За околицей — мельница. У сестрицы — цветные рукавицы. У курицы — цыплята. Цыплята выводятся из яиц. Офицер взял циркуль.

Выучить потешку, отработав произношение звука [Ц].

Посылали молодицу
На улицу по водицу.
А водица далека,

А бадейка велика.

Ты, девица, не ходи,

Молодица, посиди.

Отгадать и выучить загадки, отработав произношение звука [Ц] в словах.

Два кольца, два конца, посередине — гвоздик.

(Ножницы)

Полон хлевец белых овец.

(огурец)

На шесте дворец, во дворце — певец.

(Скворец)

Выучить потешки, отработав произношение звука [Ц].

Заря-заряница,

Солнцева сестрица,

День замыкает,

Месяц зажигает.

 

Цапля в цирке выступала.

Трёх цыплят дрессировала.

 

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, заиграй-ка!

 

Цынцы-брынцы, не хочу, Цынцы-брынцы, спать хочу!

Пьют водицу из корытца

Три овцы, птенец и птица.

Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Ц].

КОЛОДЕЦ

Отец вырыл колодец. Там он поит овец. Маленький братец заглянул в колодец. Отец прогнал брата: «Иди к маме! Колодец глубокий».

В ЦИРКЕ

Мы ходили в цирк. Там мы видели борцов, канатоходцев, дрессированную медведицу. В цирке пела известная певица, выступали танцоры. Мама купила нам леденцов. Цирк нам понравился.

ЦАПЛЯ

(иллюстрация 9)

По болотцу важно ходит цапля. У цапли длинные ноги и куцый хвост. Цапля цокает длинным клювом, смотрится в водицу, как в зеркальце. Хочется цапле поймать ящерицу.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [С]-[Ц]

 

Произносить слоги, различая звуки [С]-[Ц].  
ца-са .цу-су
са-ца су-ЦУ
ац-ас уц-ус
яц-яс ец-ес
цо-со цы-сы
со-цо сы-цы
оц-ос яц-а с

 

 

иц-ис яц-яс

Произносить слова, различая звуки [С], [Ц].

Лисица, лестница, спица, синица, гусеница, ресницы, солнце, месяц, песцовый, свинцовый.

Овца — оса Ресницы — волосы

Цапля — сабля Ценный — осенний

Кольцо — колесо Цены — сено

Произносить предложения, различая звуки [С ], [Ц].

Гусеницы питаются листвой. Сахарница стоит на столе. У Алисы длинные ресницы. Солнце спряталось за свинцовую тучу. Лисица притаилась под сосной. На ясене скворцы клюют гусениц. У овец куцые хвосты. В саду цветёт акация. Сеня пас овец.

Выучить потешки, отработав произношение звуков [С], [С], [Ц].

Кошечки-сестрицы Славные девицы

Ноты открывают,

Песни распевают.

Сказке конец,

Кто слушал — молодец.

И надо бы молодцу

С огорода по огурцу.

Да покуда сказку слушали,

Огурцы в огороде зайцы скушали.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ц] и [С].

МАРТ

Март — первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Лучи солнца греют лицо и руки. Начинается таяние снега.

(по Г.Скребицкому)

КАК КУРИЦА СПАСЛА ЦЫПЛЁНКА

(иллюстрация 10)

Было у курицы одиннадцать цыплят, десять спокойных, покладистых, а одиннадцатый постоянно доставлял курице неприятности своими фокусами. Один раз этот цыплёнок пустился в путешествие. Тут-то и достался бы он лисе, если бы курица не вступилась за него. Курица бросилась на лису, стала бить её клювом. И лиса отстала. Так курица спасла своего цыплёнка.

Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [3],[С], [3'], [Щ.

ЗЛОЙ СУЛТАН

(иллюстрация 11)

В саду на цепи сидит злой пёс Султан. Султан не пускает в сад посторонних. Курица с цыплятами идут в сад поискать насекомых. Султан грозно смотрит на цыплят, вот-вот бросится. «Фу, Султан! Не смей трогать цыплят!» — кричит хозяйка Султана. «Не смей! Не смей!» — фырчит соседский кот Василий.

Отработав произношение звуков [С], [3], [Ц] в словах, провести подвижную игру.

ГУСЕНИЦА

ЭТОТ СТРАННЫЙ ДОМ БЕЗ ОКОНДети лежат на спине

У ЛЮДЕЙ ЗОВЕТСЯ «КОКОН». ногами в центр круга.

СВИВ На ВЕТКЕ ЭТОТ ДОМ,Переворачиваются на левый бок,

Дремлет гусеница в нём. подкладывают ладони под щёку.

СПИТ БЕЗ ПРОСЫПА ВСЮ ЗИМУ.Переворачиваются на правый бок,

ладони — под щёку.

НО ЗИМА ПРОМЧАЛАСЬ МИМО Переворачиваются на спину, потягиваются.

 

Март, апрель, капель, весна... медленно садятся.
Просыпайся, соня-сонюшка! - Потягиваются, сидя.

ПОД ВЕСЕННИМ ЯРКИМ СОЛНЫШКОМВстают, потягиваются.
ГУСЕННИЦЕ НЕ ДО СНА,Бегут по кругу,

Стала бабочкой она! взмахивая руками.

(В.Егоров)

28

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц]-[Т']

Произносить слоги, различая звуки [Т'], [Ц].

ца-тя тя-ца ать-ац

цо - тё тё-цо оц-оть

цу-тю тю-цу уть-уц

цы-ти ти-цы яц-ять

Произносить слова, различая звуки [Т']-[Ц].

Таблица, теплица, темница, столица, телятница, птенцы, танцы, рецепты, цыплята.

Цыплята—тигрята Сцены — стены

Целлофан — телефон Молодец — молодеть

Утёнок — цыплёнок Паяц — паять

Произносить предложения, различая звуки [Ц]-[Т'].

Тётя Таня — телятница. Тема кормит цыплят. У Кати ситцевое платьице. Тетёрка вывела птенцов. Продавец протянул тёте полотенце. Пони цокает копытцами. Отцу выписали рецепт на микстуру. На стене висит таблица. Петя был на концерте. В центре станицы телефонная станция.

Выучить стихотворение, отработав произношение звуков [Ц] и [Т'].

МЕТЕЛИЦА

Крутит, вертит, стелется

По дворам метелица,

Заметает все пути,

Не проехать, не пройти.

Отгадать и выучить загадку, предварительно отработав произношение звуков [Ц], [Т'].

Сидит девица в темнице, а коса на улице.

(Морковь)

Подготовить пересказ, различая звуки [Ц] и [Т']

УТЁНОК И ЦЫПЛЁНОК

Стояли однажды утром на берегу пруда цыплёнок и утёнок. — Научи меня плавать, — сказал цыплёнок утёнку.

29

— Что ж, прыгай в воду!

Цыплёнок ступил в воду. Сначала было неглубоко, но потом дно ушло из-под ног цыплёнка.

— Ничего! Плыви! — закрякал утёнок.

Но цыплёнок уже начал тонуть. Утёнок бросился к цыплёнку и вытащил его на берег.

— Будем продолжать? — спросил утёнок.

— Нет,— ответил цыплёнок,— плавать — это не для меня. Лучше я буду гулять по бережку.

30

Автоматизация и дифференциация

шипящих звуков

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш]