Взаимосвязь ценностей и социального поведения

«Откинув в сторону требование личного

достоинства, состоящее в том, чтобы в

своей деятельности не спускаться ниже

данного уровня, личность не только

отказывается от самосовершенствования;

она отказывается и от способности

оценить, приносит ли она обществу

пользу или вред, живет ли она в нём

как производитель или как паразит»

П.Л.Лавров.

  1. Система ценностей человека и её динамика в современном российском обществе.
  2. Ценностные целевые установки и правила поведения людей.
  1. 1. Система ценностей человека и её динамика в современном российском обществе.

Ценности – это социальное понятие, природный объект которого приобретает социальное значение и является и может являться объектом деятельности.1 Ценности имеют свои функции:

- являются ориентиром жизни человека;

- необходимы для поддержания социального порядка;

- воплощаются в поведении и участвуют в нормообразовании.

Американский социальный психолог Гордон Оллпорт (1897-1967) сделал следующую классификацию ценностей2: 1) теоретические; 2) социальные; 3) политические; 4) религиозные; 5)эстетические; 6) экономические.

Существует конфликт ценностей, который является источником их развития. В связи с этим они делятся на две категории:

- базовые, терминальные, стабильные (ценности-цели: например, свобода)

- инструментальные, т.е. ценности-средства (свойства личности, способности), которые помогают или мешают достижению цели (например, твёрдая воля, выдержка, честность, образование, работоспособность, аккуратность).

Можно также разделить ценности на актуальные, наличные и возможные. В связи с различной классификацией ценностей исследовать их достаточно трудно. Действительно, как перейти от изучения желаемых и одобряемых обществом идеалов и целей к реальным, существующим в сознании структурам ценности?

Система ценностей отражает существенные цели, идеи, идеалы своей эпохи. Результаты исследований, проведенных в С-Петербургском Университете в 1987 году1, показали, что в 30-ые – 50-ые годы среди ценностей на первом месте были романтика и трудолюбие; в 70-ые – 80-ые годы – практичность и настойчивость. За период с 1988 до 1990г. произошло увеличение ценности индивидуального человеческого существования и уменьшение ориентации на широкую человеческую общность. При соотнесении ценностей с тем или иным социокультурным основанием, в недрах которого они возникли, можно их классифицировать следующим образом:

- традиционные ценности, ориентированные на воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни;

- современные ценности, ориентированные на инновации и прогресс в достижении рациональных целей;

- общечеловеческие ценности, в равной мере ориентированные и на воспроизводство давно сложившихся целей и норм жизни и на их инновации.

Можно различать ценности и по отнесению их к соответствующим потребностям индивидов:

- витальные (благополучие, комфорт, безопасность);

- интеракционистские (общение, взаимодействие с другими людьми);

- смысложизненные (нормы и образцы поведения, одобряемые в данном этносе, обществе, культуре).

По роли ценностей для функционирования и развития общества как целостной системы различаются ценности:

- преимущественно интегрирующие;

- преимущественно дифференцирующие;

- одобряемые;

- отрицаемые.

Для прикладных целей важна типология ценностей по их месту в статусно-иерархической структуре ценностного создания членов общества. По данному основанию выделяются:

- «ядро», т.е. ценности высшего статуса (фундаментальные нравственные ценности, их разделяет не менее 50% населения);

- «структурный резерв», т.е. ценности среднего статуса, которые в определённое время могут перемещаться в «ядро»; в этой области наиболее интенсивно проявляются ценностные конфликты, их одобряет 30-45% населения);

- «хвост», т.е. ценности низшего статуса, их состав малоподвижен (как правило, они унаследованы от прошлых пластов культуры и их разделяет менее 30% населения России)2.

Специалистами зафиксированы изменение в статусно-иерархической структуре четырнадцати базовых (терминальных и инструментальных) ценностей, произошедшие за период реформирования российского общества (90-ые годы).

(таблица 3.1)1

1 Фромм Э. Человек для себя. – М., Коллегиум, 1992, с.64-65.

1 Здоровое общество.-Э.Фромм. Мужчина и женщина, М., АСТ,1998, с.149.

1 Психология. Учебник (под ред. А.А.Крылова) – М.: Проспект, 1998.- с.257.

2 Кэлвин С. Холл, Гарднер Линсеи. Теории личности – М., КСП, 1997.-с.408-419.

1 Психология. Учебник. Под ред. А.А. Крылова – М., Проспект, 1998, с.258-259.

2 Динамика ценностей населения реформируемой России – М., Эдиториал – УРСС, 1996. – с.50, 138-139.

1 Динамика ценностей населения реформируемой России. – М., Эдиториал – УРСС, 1996. с.53.

Таблица 3.1.

Социокультурные параметры ценностей *

Ценности Цели-средства Цивилизационная принадлежность Соотнесённость с потребностями человека
терминальные инструментальные традиционные современные общечеловеческие витальные интеракционные социализационные смысложизненные
1. Жизнь человека +     +         ++
2. Свобода +     +     + + ++
3. Нравственность +       +   +   ++
4. Общение +       +   ++    
5. Семья +       +   +   ++
6. Работа +       +       ++
7. Благополучие +       +       +
8. Инициативность   +   +     ++    
9. Традиционность   + +            
10. Независимость   +   +   +      
11. Самопожертвование   + +     ++      
12. Авторитетность   +         ++    
13. Законность       + + ++ +   +
14. Вольность   + +       ++   +

* + имеется соответствие; ++ имеется хорошее соответствие.

Особенность ценностей как феноменов культуры состоит в том, что даже противоположные ценности могут совмещаться в сознании одного человека. Потому типология людей по критерию ценностей представляет особую сложность и не совпадает с типологией населения по социально-профессиональным характеристикам. Ниже приведено изменение распространённости ценностей Россиян за период с 1990 по 1994, т.е. за период наиболее резких изменений объективных условий социальной среды. (табл. 3.2)1

Таблица 3.2.

Изменение распространённости ценностей россиян (1990-1994), в %.

Ценности ранги июль 1990 март 1994 ранги Ценности Место ценностей в социокультурной эволюции
основной массив горячие точки
Доминирующие
законность 65,3 80,0 74,8 законность Универсальное терминально-интегрирующее ядро
общение 65,1 67,0 73,9 общение
семья 61,0 65,0 69,3 семья
Между оппозицией и доминированием
работа 50,0 61,9 56,1 свобода  
нравственность 48,4 53,2        
свобода 46,1   49,5 независимость Модернистский терминально-интегрирующий резерв
жизнь индивида 45,8 51,0 49,6 жизнь индивида
      50,4 46,7 нравственность
      49,0 44,1 работа
Оппозиционные
самопожертвование 44,0 44,0 44,9 инициативность Смешанный инструментальный дифференциал
традиционность 41,0 44,0 37,1 традиционность
независимость 40,0        
инициативность 36,2 38,3 34,3 самопожертвование
Ценности меньшинства
вольность 23,3 32,0 25,0 благополучие Смешанный дифференцирующий «хвост»
благополучие 23,0 23,9 24,7 вольность
авторитетность 18,0 20,0 19,6 авторитетность
                   

Как видно из таблицы 3.2, меняется само российское общество. Этим изменениям, по сути, нет исторических аналогов. Конфликт ценностей в современном российском обществе очень сложный и многоплановый. Поскольку именно ценности являются системообразующим компонентом культуры, необходимо при анализе их взаимодействия и социального поведения индивидов учитывать, прежде всего, изменения в системе ценностей. Если раньше взаимодействие «шло» от потребностей к ценностям через интересы, то сегодня (21 век) всё в большей мере импульс взаимодействия исходит от ценностей к интересам и от них – к потребностям.

В связи с этим и при рассмотрении норм взаимодействия индивидов также следует исходить из системы и динамики ценностей. Социальные нормы реализуются в человеческих взаимоотношения, в социальном взаимодействии. Это своеобразные социальные эталоны, установления модального должного поведения (должного с точки зрения общества). Они выполняют функцию интеграции, упорядочивания жизни индивидов, групп, общества. Главное в норме – её предписывающий характер. Соблюдение норм приводит к исключению влияния случайных мотивов; они обеспечивают надёжность, стандартность, предсказуемость поведения. Все социальные нормы можно разделить на универсальные, (нравы, обычаи), внутригрупповые (ритуалы), личностные, индивидуальные. Все нормы являются безличными правилами поведения. Степень их осознанности и действенности проявляется в том, что человек знает о последствиях своих действий для других людей и признаёт свою ответственность за поступки в соответствии с нормами.

2. Ценностные установки и закономерности поведения людей

Ценностная установка – это готовность, предрасположенность субъекта к определённой активности и действиям по отношению к какому-либо объекту. Она представляет собой синтез философского понятия «ценность» и психологического понятия «установка».

Установка состоит из трёх компонентов: описательное знание, отношение, планы (программы) поведения. Функции установки: адаптивная, защитная, экспрессивная (выражает индивидуальную значимость культурных ценностей), познавательная и функция координации всей познавательной системы психических процессов.

В отечественной социальной психологии (В.А.Яров)1 в диспозиционной концепции личности установки связываются в определённую уровневую систему диспозиций:

- элементарные установки (формируются на основе витальных потребностей, в простых ситуациях не осознаваемы);

- социальные установки (формируются на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций);

- базовые социальные установки (определяют общую направленность личности);

- система ценностных ориентаций.

Для измерения установок чаще всего применяется шкалирование.Измерение установок возможно и по поведению (хотя поведение и установки могут расходиться по вербальному компоненту, т.е. мнению).

Знания об установках имеют большое практическое значение во всех сферах, где решается задача целенаправленного воздействия на поведение

личности и социальных групп.

Опыт убеждает многих людей, что в разных местах нужно вести себя по-разному. Однако не все знают, что огромное видимое многообразие правил, обычаев, норм, этикетов, принятых в разных коллективах, группах, может быть сведено к ограниченному набору абстрактных формул, определяющих самые общие закономерности поведения, действующие в разных сферах. Для каждой сферы характерны свои закономерности. Большинство людей даже несколько раз в сутки вращаются одновременно в разных сферах, не замечая этого и не задумываясь, что пересекают некие незримые границы между этими сферами (дома, на улице, в транспорте, на работе, в обществе друзей и т.п.) Создаётся впечатление, что существуют некие единые правила и принципы, которым мы должны следовать всю свою жизнь, что, в свою очередь, обуславливает перенос этих принципов и правил из одной сферы, где они приемлемы, в другие, для которых они неприемлемы, т.к. в них действуют свои, иные принципы и закон. В связи с этим мы (люди) часто ведём себя не так, как принято в той или иной сфере жизни, и чувствуем дискомфортно. Правила (закономерности) поведения в разных сферах можно представить в виде определённых формул1. Выделяется четыре основные сферы деятельности человека, в которых реализуются законы поведения: экономика, социум, власть, духовность. Правила, по которым в каждой из них должны совершаться действия и распределяться права и обязанности, представлены в таблице 3.3.

1 Яров В.А. О диспозиционной регуляции поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии М., 1975г.

1 Алексеев М.Ю. Поведение. Наука об основах нового мировоззрения. – М. Интердиалект +2000.

Таблица 3.3.

Сравнение действий, бездействий, прав, обязанностей, ограничений и возможностей в разных сферах поведения.

Сферы поведения Действия Права (мнд) и возможности (мд) Обязанности (дд) и ограничения (ндд) Базовые ценности
Жизнь Кд = Кд Кмд = Кмд. Кдд = Кдд Здоровье Кмд = Кдд
Экономика Кд = Од Кмд = Омд Кдд = Одд Благосостояние Кмд = Одд
Социум Кнд = Онд Кмнд =Омнд Кндд = Ондд Справедливость Кмнд =Омнд
Власть Кд = Онд Кмд = Омнд Кдд = Ондд Превосходство Кмд = Ондд
Духовность Кнд = Од Кмнд = Омд Кндд =Одд Свобода Кмнд = Одд

*Источник Алексеев М.Ю. Поведение. Наука об основах мировоззрения. – М., Интердиалект + 2000, с.31.

В каждой сфере поведения – свои ценности:

Кмд= благосостояние, т.е. такое состояние, при котором кто-либо может делать то, что другие должны делать;

Кмнд = Онддсправедливость, т.е. такое состояние, при котором кто-либо может не делать то, что другие не должны делать;

Кмд = Онддпревосходство, т.е. такое состояние, при котором кто-либо может делать то, чего не должны делать другие;

Кмнд = Оддсвобода кого-либо проявляется в том, что он может делать то, что другие должны делать.

Правила поведения в разных сферах деятельности, прежде всего, направлены на кого-либо или других, составляющих его окружение, но не реагируют сами отношения между людьми. Среди всех правил Алексеев М.Ю. выделяет четыре, которые отличаются полной симметричностью:

КддО = ОдК – правила южной (первой) этической системы (кто-либо делает окружающим то, что они делают ему);

КнддО = ОндК – правило восточной (второй) этической системы (кто-либо не должен делать окружающим то, чего они не делают ему);

ОддК = КдО – правила западной (третьей) этической системы (окружающие должны делать кому-либо то, что он делает окружающим);

ОнддК = КндО – правило северной (четвертой) этической системы (окружающие не должны делать кому-либо то, что он делает окружающим).

Перечисленные правила раскрывают характер обратной связи между чьим-либо действием (бездействием) в отношении другого и ответной реакции другого независимо от содержания самого действия, т.е. является универсальными. Они устанавливают систему норм этически приемлемого поведения.

Кроме этих симметричных правил есть несимметричные правила:

КддО = ОндК – правило индивидуального насилия кого-либо над окружающими (кто-либо должен делать окружающим то, чего они не делают ему);

ОддК = КндО – правило коллективного насилия окружающих над кем-либо (окружающие должны делать кому-либо то, чего он не делает окружающим);

КнддО = ОдК – правило индивидуального паразитизма кого-либо по отношению к окружающим и обмана к их (кто-либо не должен делать окружающим то, что они делают ему);

ОнддК = КдО – правило коллективного паразитизма окружающих по отношению к кому-либо и обмана его (окружающие не должны делать кому-либо то, что он делает окружающим)

Данные не симметричные правила устанавливают систему норм этически неприемлемого, нецивилизованного поведения (характерно для преступных сообществ, паразитической и криминальной среды).

Выше были рассмотрены правила, устанавливающие крайние соотношения в системе норм поведения (либо полная симметрия, либо полная асимметрия). Алексеев М.Ю. выделяет ещё четыре правила с неполной (частичной) асимметрией:

КддО = КдО – правило действия кого-либо в отношении окружающих, игнорирующего их поведения по отношению к нему (кто-либо должен делать окружающим то, что он делает им);

КнддО = КндО – правило бездействия кого-либо в отношении окружающих, игнорирующего их поведение по отношению к нему (кто-либо не должен делать окружающим то, чего он не делает им);

ОддК = ОдК – правило действия окружающих в отношении кого-либо, игнорирующего его поведение по отношению к нему;

ОнддК = ОндК – правило бездействия окружающих в отношении кого-либо, игнорирующего его поведение по отношению к ним (окружающие не должны делать кому-либо то, чего они не делают ему).

Правила частичной асимметрии в поведении людей устанавливают систему норм этически нейтрального поведения, «подстраивающегося» под окружающую среду. В определённой мере подобное поведение есть обратная реакция на поведение окружающих, но она непостоянна, т.к. всегда есть выбор возможностей вести себя с точки зрения выгоды.

Все перечисленные правила поведения (12) является идеальными. В реальной жизни всегда есть различные сочетания правил поведения, входящих не только в один блок, но и в разные блоки. И в зависимости от реального поведения людей складывается та или иная их репутация, т.е. мера доверия к кому-либо со стороны окружающих, формирующаяся, в свою очередь, на основе набора ожиданий, которые человек вызывает у окружающих. Репутация представляет собой оценочное понятие, предполагающее учёт ценностных установок не только кого-либо, но и его окружающих. Оценка репутации формируется на основе анализа следующих параметров:

- целей, которые ставит перед собой кто-либо;

- способностей кого-либо к реализации этих целей.

Цели человека - это его обязательства перед собой по поводу того, что он должен делать, они составляют его притязания. Чем более высокую цель ставит человек перед собой, тем больше он должен концентрировать все имеющиеся у него ресурсы и возможности для её достижения, а, следовательно, тем больше он должен ограничивать себя в стремлении достичь чего-то другого. Ограничения являются оборотной стороной притязаний, т.к. определяют то, что человек не вправе делать. Иногда сама цель формируется как ограничения. Тогда она выступает как вспомогательная цель (избавление от вредных привычек и др.).

Анализ способности достижения поставленной цели предполагает рассмотрение реальных действий, показывающих как человек выполняет самостоятельно им же самим поставленные перед собой задачи, насколько вообще эти задачи адекватны возможностям человека. Способность сделать что-то указывает на возможность поставить цель и реализовать её. Бессмысленно ожидать от человека принятия на себя обязательств (постановку целей), которые он не в состоянии выполнить.

Сравнение действий и фактов уклонения от них с наличием или отсутствием соответствующих целевых установок на совершение действия или воздержание от него позволяет получить разнообразие оценок для характеристики чьей-либо репутации. Для упрощения в дальнейшем будем исходить из того, что цель или возможность совершить какое-то действие касаются одобряемых человеком и окружающими его людьми поступков, а цель или возможность отказаться от какого-либо действия касается вредных, не одобряемых человеком и окружением поступков. При таких ограничениях возможны следующие характеристики репутации:

- положительная;

- сомнительная;

- отрицательная;

- репутация вне моральности и зла1.

Положительная репутация обычно означает, что человек делает то, что должен делать (Кд = Кдд), т.е. ставит перед собой цели в отношении того, что он должен делать и реально выполняет их. При этом подкреплённость целей возможностью их реализации имеет принципиальное значение, т.к. нельзя ни от кого всерьёз требовать того, чего он в принципе сделать не может. Точно также важно уметь ограничить себя в свершении излишних действий, в том числе и при появлении новой возможности достижения поставленной цели. В связи с этим новая возможность сначала должна реализоваться в виде цели (Кндд = Кмнд), а затем в процессе исполнения (Кнд = Кндд)

Итак, положительная репутация – это цепочка, обеспечивающая максимально полную осознанную и целенаправленную реализацию всех возможностей сделать что-то положительное (Кддд = Кмд) и такую же максимально полную реализацию возможностей по уклонению от всего вредного, отрицательного, нехорошегонд = Кндд = Кмнд).

Иногда человек, делая всё правильно, не чувствует разницы между правильным и неправильным, он не ставит сознательной цели своим действиям, что по сути, не позволяет ожидать от него в будущем таких же правильных действий. В этом случае речи о положительной репутации не может быть. Итак, в случае положительной репутации:

Кдд = Кмд, и Кндд = Кмнд,

Кд = Кдд Кнд = Кндд.

Однако эти правила поведения характеризуют абсолютно положительную репутацию человека. В реальной жизни, как отличалось, возможны самые разные сочетания форм (и правил) поведения, на основании которых делается оценка репутации. Эти сочетания представлены в таблице 3.4. В ней везде речь идёт о действиях в пределах возможностей и уклонении от действий в пределах имеющихся прав не совершать их. Конечно, любая классификация правил поведения с целью оценки репутации человека всегда относительна. Тем не менее, общие подходы к оценке репутации данная классификация определяет.

Сомнительная репутация – это такая, когда в целом поведение оценивается положительно, но в отдельных случаях оно воспринимается и окружающими людьми и даже самим человеком (субъектом поведения) негативно. Эти негативные аспекты поведения свидетельствуют о нарушении целостности природы человека, её способности действовать в каком-либо одном направлении (положительном или отрицательном). Вообще говоря, абсолютных праведников, живущих на Земле (а не летающих в небесах!) не бывает. Поэтому порождающая сомнения линия поведения, скорее всего, является правилом, а не исключением. Но для аналитических задач четкое определение черт сомнительной репутации имеет смысл. К числу таких черт относятся:

- не целеустремленность и

- необязательность.

Каждая из них в свою очередь дифференцируется по двум видам:

- не целеустремленность: в действиях и не целеустремлённость в ограничениях;

- необязательность: В действиях и необязательность ограничениях

Не целеустремлённость в действиях – это постановка перед собой заниженных целеё, т.е. человек не стремится полностью использовать свои возможности.

Таблица 3.4.

Варианты поведения и соответствующие оценки репутации.

 

Варианты поведения Положительно оцениваемые действия Отрицательно оцениваемые действия
Кд = Кдд (+) Кнд = Кдд (-) Кдд = Кмд (+) Кндд = Кмд (-) Кнд = Кмнд (+) Кд = Кндд (-) Кндд = Кмнд (+) Кдд = Кмнд (-)
Определённо положительный тип + + + +
Нецелеустремлённость в делах + - + +
Не целеустремлённость в ограничениях + + + -
Абсолютная не целеустремлённость + - + -
Неудачник в делах - + + +
Неудачник в попытках ограничить себя + + - +
Обманщик - + - +
Бездельник - - + +
Порочный субъект + + - -
Неопределённо отрицательный тип - + + -
Неопределённо отрицательный тип + - + -
Неопределённо отрицательный тип + - - -
Неопределённо отрицательный тип - + - -
Неопределённо отрицательный тип - - + -
Неопределённо отрицательный тип - - - +
Определённо отрицательный тип - - - -

* Источник: Алексеев М.Ю. Поведение: Наука об основах нового мировоззрения, – М., Интердиалект +, 2000, с. 38.

Не целеустремлённость в ограничениях проявляется тогда, когда человек не ставит перед собой задачу избегать неправильных поступков, четко не определяет для себя круг своих ограничений; считает, что избегать неправильные поступки – это не обязанность его, а право (он может это делать, но может и не делать).

Необязательность в действиях – это ненадёжность человека, независимо от конкретного содержания несделанного (хотя в своей целевой ориентации человек является вполне положительным). Человек принимает решение, но потом его не выполняет, т.е. демонстрирует принципиальную способность не выполнять свои обязательства. Появляются сомнения в надёжности человека (хотя, возможно, какие-то другие действия он может выполнить в будущем, но уверенности в этом уже нет!). Необязательность в ограничениях близка, по сути, к необязательности в действиях: в одном случае речь идёт о не совершении действия, в другом – о неспособности удержаться от его совершения. При этом не имеет значение, почему это происходит: или из-за просчёта в постановке цели (целевой установки) или из-за отсутствия реальных намерений избежать неприятностей. Как правило, человек, для которого жизненным кредо является воздержание от чего-либо (действия или бездействия) обычно страхует себя от появления непредвиденных обстоятельств.

Отрицательная репутация проявляется в таких чертах так:

- безынициативность;

- лживость;

- тунеядство;

- невоздержанность;

- низость;

- невоздержанное тунеядство.

Безынициативность выступает как бесцельное поведение. Если такое поведение входит в привычку, становится нормой жизни, то постепенно и возможности человека, его способности либо перестают развиваться, либо развиваются очень слабо. Сами люди часто просто этого не замечают, считают свой образ жизни вполне нормальным, хотя на самом деле их способности «суживаются», и они уже просто не смогут жить по-другому. Хотя, конечно, те, кто живёт подобным образом, сами по себе могут иметь массу достоинств и ничего плохого не делать другим людям. Но общественная оценка репутации таких людей положительной быть не может, т.к. от них мало пользы обществу, они составляют своеобразный «социальный баланс». Конечно, способность проявлять инициативу ожидается далеко не от всех, однако любое сообщество нуждается в инициативных людях, положительно оценивает их репутацию.

Лживость – невыполнение обещанного. Репутацию лживого человека (обманщика) приобретают те, кто систематически не выполняет свои обещания (даже если он даёт обещания самому себе). В реальных жизненных обстоятельствах разница между обманщиком, бездельником и неудачником очень небольшая, т.к. причины обмана, безделья и неудачи обычно состоят в неспособности совершить правильные действия, приводящие к успеху. Сама же эта неспособность связана с отсутствием должного желания и трудолюбия.

Тунеядство – это отсутствие существенных результатов действия, независимо от того, совершаются какие-либо поступки или нет. Тунеядцы могут ставить перед собой и другие какие-либо цели, но сам процесс целеналогания обычно поглощает всю их энергию и до практически полезной деятельности дело не доходит. Часто такие люди могут быть и откровенными бездельниками, даже не маскирующими свою бездеятельность какими-либо планами. Репутация таких людей, конечно, оценивается отрицательно, т.к. основой жизни любого сообщества является деятельность их членов.

Невоздержанность – не ограничение отрицательно оцениваемых проявлений своей деятельности. Иногда люди даже не скрывают своё нежелание следовать каким-либо запретам и цинично заявляют об этом. Репутация такого человека, конечно, оценивается отрицательно.

Низость – это общее качество оценки отрицательной репутации по всем основным характеристикам, которые были рассмотрены выше.

Невоздержанное тунеядство – крайний случай абсолютно отрицательной модели поведения. Он является результатом соединение черт бездельника и абсолютно порочного человека (предельная лень и крайняя невоздержанность во всём). Под пороком понимается неумение или нежелание держать себя в рамках тех запретов, которые сообщество налагает на осуждаемые им или негативно оцениваемые действия.

Репутация вне моральности и зла связана с наиболее социально неприемлемыми и опасными моделями поведения. Такие люди сознательно выводят себя за рамки общественной морали и олицетворяются с абсолютным злом для общества. При этом аморальный субъект поведения отказывается следовать общественной морали, а живущий по законам абсолютного зла даже не хочет демонстрировать лояльность к обществу, в котором живёт и целенаправленно борется с ним.

Итак, на основе информации исключительно о собственных поступках людей, можно давать оценку их поведения и делать его предсказуемым. Рассмотренная система оценки репутации универсальна и приложима к различным сферам деятельности и к различным сообществам. Вместе с тем она, безусловно, ограничена (поскольку универсальна!) и должна быть дополнена анализом влияния внешней среды, которая имеет свои особенности в различных сферах деятельности: экономике, социальной жизни, властных отношений и духовных.